«Музыка – это исцеление. Она зажигает факел добра и способна переустроить, усовершенствовать мир»,
– так говорил Мстислав Ростропович.
Более десятка лет прошло с кончины одного из крупнейших виолончелистов XX века, дирижера, педагога, общественного деятеля. Для своей эпохи он стал выдающимся музыкально-художественным явлением. Каждый год культурная общественность вспоминает Маэстро Славу, как его называли современники.
В канун дня его рождения, 15 марта 2018, в Берлинской филармонии состоится концерт-посвящение Мстиславу Ростроповичу. В этот вечер на сцену Большого зала вместе с оркестром Berliner Camerata выйдет представитель нового поколения звезд – виолончелист Арсений Чубачин.
Наследник традиций русского исполнительского искусства, он впитал все самое лучшее, чем славится Московская консерватория, и усовершенствовал свое мастерство в Берлинской высшей школе музыки имени Ханса Эйслера. Его отточенная техника, яркая индивидуальность, темперамент и артистизм были не раз отмечены авторитетными жюри международных конкурсов.
Эти и другие достоинства стали весомым аргументом для приглашения Арсения в 2015 году на международный фестиваль имени Мстислава Ростроповича, прошедший на малой родине одного из крупнейших музыкантов XX века.
Программа, выбранная Арсением, подчеркивает его нетривиальный, смелый подход к репертуару, впечатляющие амбиции и ориентир на великих предшественников. Взыскательной берлинской публике он представит свою интерпретацию Концерта для виолончели с оркестром ми минор op. 85 Эдуарда Элгара. Произведение возникло после одного из величайших и кровопролитных катаклизмов, известных истории – Первой мировой войны, оказавшейся последним гвоздем в крышке гроба Эдвардианской эпохи.
События 1914–1918 годов опустошили Элгара настолько, что он намеревался отказаться от композиторской деятельности. Крик отчаяния, страстное желание вернуть прошлое, разрушенное войной, нашли наивысшее отражение в Виолончельном концерте. Большая часть работы над ним проходила в графстве Суссекс, где Элгар арендовал коттедж. Крошечный сад превратился в студию, пределы которой композитор покидал только ради прогулок в лесу и рубки дров – занятия, приносившего ему огромное удовольствие. Это было последнее совместное лето Элгара с женой – вскоре ее не стало, и эта потеря, казалось, унесла с собой частицу его творческой искры.
Сам Ростропович признавался, что
«тема из медленной части звучит так, как будто речь идет о первой любви, поэтому, я думаю, это более подходит для молодого солиста».
Так или иначе, но он сам сделал несколько записей Виолончельного концерта Элгара. На одной из них встречается Адажио с вариациями Отторино Респиги – еще одна пьеса в программе вечера-посвящения – фантастическая по красоте «проекция итальянского средневековья и Возрождения на искусство XX века». Gramophone отмечал, что 12-минутное сочинение Респиги в исполнении Ростроповича возвышается до уровня «небольшого шедевра».
С именем Ростроповича связано и кульминационное событие концерта – мировая премьера Второй симфонии молодого российского композитора Никиты Сухих. Его девятичастный оммаж мастеру – масштабное размышление о мире и о месте человека в нем, о проблеме выбора и о его последствиях. В симфонии парадоксальным образом сочетаются калейдоскопичность и фрагментарность постмодерна, традиции русской классической музыки, элементы академического минимализма и густота инструментовки, характерная для позднего романтизма.
Никита Сухих востребован у себя на родине, его сочинения исполняются коллективами Европы и США. Центральное место в его творчестве занимают симфонические и камерные произведения, концерты для солирующих инструментов с оркестром. Его музыка способна удивить своей свежестью и необычной красотой. Знание особенностей каждого инструмента дает композитору широкие возможности для воплощения своих творческих идей.
Публика Берлинской филармонии услышит неожиданную версию вокальной баллады «Лесной царь» Шуберта в транскрипции Никиты Сухих для виолончели и струнного оркестра.
Оркестр Berliner Camerata – один из самых популярных коллективов немецкой столицы. В 2018 году он отмечает десятилетие с момента основания. За дирижерский пульт встанет Владимир Сагайдо, художественный руководитель симфонического оркестра Метрополитен в Мехико, приглашенный дирижер симфонического оркестра театра Белласа Артеса и Молодежного симфонического оркестра Эдуардо Мата.
Информация о концерте на сайте Берлинской филармонии.
ClassicalMusicNews.Ru по сообщениям СМИ