Израильский филармонический оркестр исполнит в марте 2018 года австро-немецкий цикл.
Под руководством дирижера из Вены и в исполнении баритона из Веймара прозвучат произведения Баха, Моцарта, Малера и Рихарда Штрауса, которого в Израиле некоторые ошибочно обвиняют в нацизме.
Мартовская серия концертов Израильского филармонического оркестра проходит под австро-немецким знаком.
Это относится как к программе, так и к приглашенным исполнителям.
Дирижирует серией 59-летний Манфред Хонек. С 2006 года он является музыкальным руководителем Питтсбургского симфонического оркестра в США, однако родился в Вене.
В столице Австрии он и учился, и работал первоначально – как скрипач и альтист в Венском филармоническом (он же – оркестр Венской оперы). Карьеру дирижера начал рано, был ассистентом Клаудио Аббадо в Европейском молодежном оркестре им. Малера, потом отправился в самостоятельное плавание – Цюрих, Осло, Лейпциг, Стокгольм, Штутгарт…
Хонек участвовал в фестивале, посвященном 80-летию ИФО, и даже всерьез рассматривался как один из кандидатов на смену Зубину Мете на посту музыкального директора израильского оркестрового флагмана.
Зубина Мету на посту директора филармонического оркестра сменит Лахав Шани
Солирует в предстоящих концертах 50-летний баритон Маттиас Гёрне, уроженец Веймара, ученик Дитриха Фишера-Дискау и Элизабет Шварцкопф, унаследовавший от них высокую культуру исполнения и отличную дикцию.
Ну а красивый голос и музыкальность у него от природы. Гёрне выступает как на оперных сценах в главных партиях, причем в ведущих театрах мира, так и на концертных подмостках, солируя в кантатно-ораториальных произведениях и заслужив славу одного из лучших сегодня исполнителей “лидер” (“художественных песен”).
Что предстоит услышать на концертах? Программы две. В обеих прозвучит Симфония № 100 Гайдна, называемая “Военной”. Название, как это часто случалось с гайдновскими симфониями, не авторское. Просто в Лондоне, где в 1794 году состоялась ее премьера, на слушателей произвело большое впечатление обилие в ней ударных инструментов, для венских классиков до той поры не характерное (весь симфонический Бетховен был еще впереди).
Не авторским является и название Симфонии № 41 Моцарта, которая исполняется лишь в одной программе. Заглавие “Юпитер” ей, возможно, дал тот самый лондонский импресарио и дирижер Саломон, который дирижировал и премьерой 100-й симфонии Гайдна. Но произошло это значительно позже, в 1810 году. Написана же симфония в 1788-м.
В одном концерте с нею Гёрне солирует в баховской кантате № 82 “Ich habe genug” (“Мне этого довольно”, 1727) на слова евангельской молитвы старца Симеона, увидевшего младенца Христа. В другой программе немецкий баритон споет малеровские “Песни об умерших детях” (1904).
Третьим произведением в этом случае станет симфоническая сюита из оперы “Электра” Рихарда Штрауса (1908). Когда в Израиле вспыхивают споры по поводу возможности публичного исполнения музыки Вагнера (напомним, что официального запрета на это нет!), ее поклонники обычно восклицают:
“Играются же произведения Рихарда Штрауса, который был нацистом!”
Это утверждение – плод недоразумения.
Да, два года при нацистах (1933-1935) композитор был президентом Имперской музыкальной палаты и написал гимн для Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Однако, назначая на государственный пост будущего сотрудника, Геббельс даже не спросил у него согласия.
Штраус не отказался, наивно надеясь способствовать смягчению нравов. Уже в 1935-м он убедился, что это невозможно. После его отказа снять с афиши имя эмигрировавшего еврея Стефана Цвейга, либреттиста оперы “Молчаливая женщина”, и сочувственного письма к нему, перехваченному гестаповцами, Штрауса уволили столь же бесцеремонно, сколь и назначили.
Написание олимпийского гимна в этих условиях можно рассматривать как попытку сохранить отношения с режимом, но не для поддержки его, а чтобы иметь возможность уберечь от репрессий невестку, еврейку Алису.
Есть сведения, что он пытался помогать и евреям-музыкантам. В 1939 году Штраус удалился в тихий Гармиш, откуда обращался к знакомым нацистским бонзам лишь тогда, когда речь снова шла о жизни Алисы. Членом нацистской партии композитор никогда не был.
Произведения Гайдна, Малера и Рихарда Штрауса в исполнении Израильского филармонического оркестра прозвучат 12 и 17 марта – в Тель-Авиве, в “Гейхал ха-тарбут” имени Чарльза Бронфмана (зал Лоуи), в 20.00, и 16 марта, там же, в 14.00.
Эта же программа будет исполнена 13 марта, в 20.00, в Хайфе, в “Аудиториуме” (зал “Раппопорт”).
Музыку Гайдна, Баха и Моцарта оркестр исполнит 15 марта, в Тель-Авиве, в “Гейхал ха-тарбут” имени Чарльза Бронфмана (зал Лоуи), в 20.00.
Дирижер – Манфред Хонек. Солист – Маттиас Гёрне.