Фестиваль «На страже мира» пройдёт в Санкт-Петербурге 17 и 18 ноября. В программе произведения композиторов Северной столицы разных поколений.
В 2019 году фестиваль «На страже мира» пройдёт в Санкт-Петербурге впервые. Два концерта, где будут исполнены редко звучащие произведения композиторов, так или иначе связанных с Северной столицей, пройдут в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга 17 и 18 ноября 2019.
В них примут участие Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Концертный хор Санкт-Петербурга и Хор мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки (художественный руководитель — Владимир Беглецов), солисты оперных театров Москвы и Санкт-Петербурга Елена Безгодкова, Владимир Мороз, Мария Пахарь, Олеся Петрова, а также пианист Андрей Коробейников (17 ноября).
Программа обоих концертов посвящена Второй мировой войне и блокаде Ленинграда, снятие которой произошло 75 лет назад. Фестиваль также приурочен к 80-летию со дня рождения композиторов Бориса Тищенко и Валерия Гаврилина.
Первый вечер откроется исполнением трёх фрагментов из музыки к фильму «Падение Берлина» Дмитрия Шостаковича. Этот фильм был снят в 1949 году и до смерти Иосифа Сталина оставался одним из лидеров проката, но после 1953 года, в связи со сменой политического курса, подвергся критике и вплоть до 90-х исчез с экранов. Авторская оркестровая версия музыки Шостаковича прозвучит в России впервые.
Продолжит программу произведение ученика Дмитрия Шостаковича, Бориса Тищенко. Прозвучит его симфония «Хроника блокады», написанная в 1984-м году. Название «хроника» отражает композицию симфонии: в ней нет традиционного деления на части, а есть ряд сменяющих друг друга картин, рисующих нашествие немецких войск, разрушение, голод, битву и ностальгический вальс — символ живущего в памяти людей блестящего прошлого.
Завершит первый вечер оратория Сергея Прокофьева, давшая название фестивалю: «На страже мира». Композитор написал её в 1950-м году на стихи Самуила Маршака. Оратория была важна и дорога Прокофьеву, считавшему своим долгом создать крупное произведение, осуждающее войну. В десяти эпизодах оратории для чтеца, солиста, смешанного хора, хора мальчиков и симфонического оркестра рассказывается и о минувшей войне, и о мирной жизни советских людей в годы создания произведения, и о массовом движении сторонников мира.
Сам Прокофьев, говоря об оратории, был уверен, что
«…народы земли отстоят мир, спасут цивилизацию, детей, наше будущее».
Оратория впервые будет исполнена в восстановленной авторской редакции.
Второй концерт откроют фрагменты из симфонической сюиты Валерия Гаврилина «Дом у дороги» (1984). Это произведение было написано композитором по одноимённой поэме Александра Твардовского, где дом, в котором жила обычная, некогда счастливая семья, стал символом поломанных войной судеб.
Тему продолжает вокально-симфоническая поэма Гаврилина «Военные письма» (1975). С этого произведения началось плодотворное сотрудничество композитора с Альбиной Шульгиной, создавшей для «Военных писем» поэтический текст. Сам композитор вспоминал, что первыми «песнями», которые он услышал в своём детстве, пришедшемся как раз на годы войны, были крики и плачи женщин, получивших «похоронки»: с тех пор война для него — не подвиги солдат на поле боя, а горе не дождавшихся их возвращения близких. «Военные письма» — история молодой женщины, проводившей мужа на фронт и получившей известие о его смерти.
Завершает программу второго концерта и фестиваля «На страже мира» премьера «Ленинградского дневника» ученика Бориса Тищенко, Антона Лубченко (в концертной постановке режиссёра Иркина Габитова). «Ленинградский дневник» — произведение, охарактеризованное автором как «оратория-роман».
Девять глав оратории, написанной на стихи Ольги Берггольц, делятся на три тома: «Белые ночи, «Чёрные дни» и «Предрассветные записки» и рассказывают слушателям о трагедии женщины, не сумевшей справиться с горем.
«Это сочинение о сломанных жизнях, загубленных судьбах, об агрессии, которая в благоприятной для неё тоталитарной среде превращает внешний мир в мясорубку, смалывающую фарш из личностей, чувств, эмоций, надежд…»
— говорит о своём произведении композитор.
Сам Антон Лубченко продирижирует первым концертом (17 ноября). Киноактриса Елена Лотова, чью роль в фильме «Три дня до весны» о жизни блокадного Ленинграда высоко оценили жюри нескольких кинофестивалей, выступит на фестивале в качестве чтеца. На втором концерте (18 ноября) за дирижёрский пульт встанет народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр БСО имени П. И. Чайковского Владимир Федосеев.
Владимир Иванович — один из инициаторов проведения фестиваля — уроженец Ленинграда, ставший в юном возрасте свидетелем войны и переживший блокаду родного города. Воспоминания о событиях тех лет, впечатления от выступлений в госпиталях перед тяжелоранеными и умирающими солдатами не оставляют его до сих пор. Но маэстро верит в силу музыки:
«Культура и искусство живут в другой реальности: нам везде рады и, на мой взгляд, та или иная симфония снимает все политические препоны […]. В нынешние времена это удивительное свойство музыкального искусства для нас особенно важно. Можно сказать, что на страже мира сегодня стоит музыка, прекрасное искусство, высокое служение которой — наша миссия».
Пресс-служба БСО им. П. И. Чайковского