Большой театр устраивает фестиваль в честь 60-летия известного петербургского композитора Леонида Десятникова.
Смотр откроется 16 октября в день рождения юбиляра и продлится до 1 ноября.
Об этом сообщил сегодня генеральный директор ГАБТа Владимир Урин.
Он напомнил, что в 2009-2010 годах Леонид Десятников был музыкальным руководителем Большого театра. Однако этим не исчерпываются заслуги композитора перед ГАБТом, сотрудничество с которым продолжается для Десятникова все последнее десятилетие.
Началось оно с наделавшей много шума оперы “Дети Розенталя”, написанной в содружестве с писателем Владимиром Сорокиным и поставленной литовским режиссером Эймунтасом Някрошюсом в 2005 году на Новой сцене Большого театра.
“Эта опера стала первым за тридцать лет произведением, сочиненным для Большого театра”,
– подчеркнул его гендиректор.
К камерной музыке композитора обращались музыканты Большого театра в рамках концертного абонемента “Большой в малом”.
“С 2008 года на нашей сцене идет балет “Русские сезоны” на музыку Десятникова”,
– продолжил Урин.
Специально для Большого театра им было написано еще одно сочинение – балет “Утраченные иллюзии”. Так что вполне закономерно, что именно в Большом пройдет фестиваль, посвященный 60-летнему юбилею композитора, считает гендиректор ГАБТа.
Торжественный концерт
Фестиваль откроется в Зале им. П. И. Чайковского торжественным концертом, в котором примут участие оркестр и солисты оперы Большого театра. Он состоится 16 октября, в день юбилея Десятникова, и будет посвящен крупным вокально-симфоническим жанрам в творчестве композитора.
В его программе, в частности, прозвучит “Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина” (1983 г.). Созданное на слова известного бытописателя русского севера Бориса Шергина для солистов, фольклорного ансамбля и камерного оркестра, оно, по признанию автора, остается одним из самых “экспериментальных” его сочинений.
Затем в концерте будет исполнена симфония “The Rite of winter 1949” (“Зима священная 1949 года”) для солистов, органа, хора и оркестра (1996 г.). В ее основе – советская школьная хрестоматия по английскому языку 1949 года издания, содержащая типично “зубрежные” тексты о Москве, Сталине, Пушкине, Чайковском и спорте, который делает всех здоровыми и веселыми.
Композиция состоит из шести частей. В итоге почти любовное, на первый взгляд, музыкальное воссоздание советского мифа оборачивается для слушателя его развенчанием, отпеванием “утраченных иллюзий”.
Еще одним сочинением в программе юбилейного концерта станут “Эскизы к “Закату” (1990 г.) – симфоническая сюита на темы произведений Исаака Бабеля. Основная идея обозначена композитором так: “соединить танго и чисто одесский микс”.
Камерные вечера
После юбилейного концерта фестиваль Десятникова переместится в Большой театр и продолжится камерными вечерами в Бетховенском зале ГАБТа. Первый из них состоится 17 октября. В его программе – хоровой “Букет” (1982 г.), камерная опера “Витамин роста” (1985 г.). Кульминацией концерта станет вокальный цикл “Любовь и жизнь поэта” на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова (1989 г.). Сам автор относит его к числу своих лучших произведений.
“Я просто был очень счастлив, когда сочинял его”,
– пояснил Десятников.
Программа второго вечера в Бетховенском зале (24 октября) представляет собой дань композитора русскому XVIII веку. Прозвучит одно из первых сочинений Десятникова – камерная опера “Бедная Лиза” по Николаю Карамзину для чтеца, двух солистов и инструментального ансамбля (1976-80 гг.).
Также будет исполнена кантата “Дар” для тенора, мужского хора и камерного ансамбля на стихи Гавриила Державина. Она была написана в 1981 году и заново инструментована в 1997-м. Откроет же концерт “Утреннее размышление о Божьем величии” для хора а’капелла. Пантеистическая ода Михаила Ломоносова (“Уже прекрасное светило…”) была переложена Леонидом Десятниковым на музыку в 2007 году.
Завершится цикл камерных вечеров в Бетховенском зале 30 октября. Заключительный, третий по счету, концерт объединит разноплановые сочинения Десятникова 1990-2000-х годов. В их числе – “Возвращение” для кларнета, гобоя, струнного квартета и магнитофонной ленты; вдохновленная аргентинскими ритмами пьеса “По канве Астора” для струнного трио и фортепиано; “Свинцовое эхо” для голоса и инструментов на стихотворение Джерарда Мэнли Хопкинса (одного из самых музыкально востребованных английских поэтов).
Финальным аккордом концерта послужат “Песни советских композиторов” – фрагменты музыки к фильму “Москва”.
Балетные спектакли
Музыка Десятникова также будет звучать на Новой сцене Большого театра, где 21, 22 и 23 октября будет показан балет “Русские сезоны”. Первоначально одноименное произведение было написано как концертная пьеса, по заказу скрипача и дирижера Гидона Кремера. В 2006 году это сочинение послужило музыкальной основой для балета, который хореограф Алексей Ратманский поставил для труппы Нью-Йорк сити балет. В 2008 году балет “Русские сезоны” был перенесен на сцену Большого театра, где идет по сей день
Еще одним балетом в программе фестиваля Леонида Десятникова станут “Утраченные иллюзии”. Созданный по мотивам романа Бальзака, он был поставлен в 2011 году Алексеем Ратманским специально для ГАБТа. Спектакль покажут четыре раза подряд – 29, 30, 31 октября и 1 ноября. Это будет последнее мероприятие юбилейного фестиваля Леонида Десятникова в Большом театре.
О композиторе
Леонид Десятников родился 16 октября 1955 года в Харькове. В 1978 году окончил Ленинградскую консерваторию. Автор симфонических, камерных, вокальных произведений, опер и балетов, музыки к кинофильмам. Является лауреатом Государственной премии РФ, имеет звание Заслуженного деятеля искусств Росийской Федерации.