25 ноября 2019 года в Малом зале «Зарядье» Ольга Ивушейкова, Бенедек Чалог и Александра Коренева исполнят все флейтовые сонаты Баха.
В собрании сочинений Баха значится восемь камерных сочинений для флейты: это партита для флейты соло, шесть сонат для флейты и клавесина, трио-соната для двух флейт и баса.
Флейтисты относятся к этому репертуару с большим восхищением: возвышенная красота, масштаб и невероятная сложность сонат Баха привлекают и тех, кто играет на современных инструментах, и тех, кто занимается историческим исполнительством.
На этом концерте известная российская флейтистка, доцент Московской консерватории Ольга Ивушейкова и венгерский музыкант Бенедек Чалог, профессор Лейпцигской школы музыки и театра, будут играть на так называемых «барочных флейтах» — современных инструментах, выполненных по модели флейт времен Баха.
По словам Ольги Ивушейковой, такая флейта —
«просто дудочка с семью дырочками и одним клапаном».
Тембр ее кажется более нежным и хрупким, чем у золотых и серебряных флейт, появившихся позднее. Французы XVIII века называли подобную флейту «немецкой», считая, что она произошла из немецких земель, а немцы и итальянцы называли ее «поперечной», потому что держат ее «поперек».
Нам неизвестно, когда и для кого Бах написал свои сонаты: исследователи сходятся на том, что достойно исполнить их в его время могли только профессионалы, блестяще владевшие инструментом.
Первыми исполнителями его сонат могли быть музыканты, работавшие при дворе в Кётене, или городские лейпцигские флейтисты, или дрезденские виртуозы, игравшие в капелле курфюрста Саксонии.
Все флейтовые сонаты Баха в один вечер исполняют достаточно редко. Вместе с тем, это красивая и цельная программа, в которой флейты будут звучать и соло, и дуэтом, и с легким аккомпанементом — и в чередовании с виртуозными соло клавесина (в некоторых сонатах Бах детально выписал партию этого инструмента).
Вы услышите изумительные баховские сицилианы (самая известная — в Сонате ми-бемоль мажор, BWV 1031) и знаменитую Партиту ля минор (о которой Ольга Ивушейкова говорит, что долго не решалась исполнить ее на концерте, «благоговея перед ее совершенством»).
Бенедек Чалог — один из основателей современной барочной флейтовой школы, ученик бельгийского флейтиста Бартольда Кёйкена, профессор Высшей школы музыки и театра в Лейпциге. Известный педагог, дает мастер-классы в Европе, США и Японии, неоднократно проводил занятия с молодыми музыкантами в рамках Московской международной Летней школы в Гнесинке.
Ольга Ивушейкова — солистка оркестра Pratum Integrum, доцент МГК, профессор Университета Курасики-Сакуё в Японии. Воспитала целую плеяду известных флейтистов, в их числе — лауреаты многих международных конкурсов Анна Кондрашина, Александр Маринеску, Иван Бушуев.
Александра Коренева — клавесинистка, исполнительница на хаммерклавире, доцент МГК. Постоянная участница ансамбля La Voce Strumentale, автор популярного блога baroque4you.
Концерт проходит при поддержке Венгерского культурного центра в Москве.
Программа
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
I отделение:
Соната ми минор BWV1034 для флейты и бассо континуо;
Соната ля мажор BWV1032 для флейты и клавесина;
Соната до мажор BWV1033 для флейты и бассо континуо;
Соната си минор BWV1030 для флейты и клавесина.
II отделение:
Партита ля минор BWV1013 для флейты соло;
Соната ми мажор BWV1035 для флейты и бассо континуо;
Соната ми-бемоль мажор BWV1031 для флейты и клавесина;
Трио-соната соль мажор BWV1039 для двух флейт и бассо континуо.
Билеты: 300 – 1500 р.
Пресс-служба МКЗ «Зарядье»