Уже второй сезон Московская филармония проводит абонемент «Другое пространство. Continuo», воссоздающий атмосферу любимого публикой фестиваля современной музыки.
27 ноября 2022 года первый концерт цикла представит Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – коллектив, при участии которого состоялось большинство важнейших событий «Другого пространства» последних лет. В лучших традициях фестиваля нынешняя программа составлена почти целиком из премьер.
Концерты цикла «Другое пространство. Continuo», как и на фестивале, представляют максимально разнообразную панораму музыки последних десятилетий: от классики послевоенного и позднесоветского авангарда до новейших произведений.
Вечер откроет мировая премьера сочинения Verification петербургского композитора Анатолия Королёва. В 2019 году он отметил 70-летие, тогда же завершив первый в своей жизни балет – «Приказ короля» для театра Урал Опера Балет; постановка была выдвинута на Премию «Золотая Маска» в девяти номинациях (в том числе «Лучшая работа композитора») и получила две награды.
Среди произведений Королёва также Концерт для скрипки и камерного оркестра, «Еретик» для хора фаготов и оркестра, «Школа для дураков» для солистов и ансамбля на тексты из романа Саши Соколова, хоры на стихи Иосифа Бродского и Ольги Седаковой.
В центре программы – две российские премьеры. Inferno («Ад») англичанина Томаса Адеса, одного из наиболее успешных композиторов нашего времени, задуман как самостоятельное произведение, создававшееся по заказу Филармонического оркестра Лос-Анджелеса к его столетию.
Сам автор называет сочинение «благодарным приношением Ференцу Листу, автору демонической музыки». Со временем замысел менялся – так возникла идея балета, а созаказчиками выступили лондонский Королевский театр Ковент-Гарден и амстердамский оркестр Консертгебау.
На концертной сцене «Ад» впервые был представлен в мае 2019 года под управлением Густаво Дудамеля, на театральной – двумя месяцами позже в хореографии Уэйна Макгрегора. Затем концепция разрослась до балетной трилогии «Данте», где к «Аду» добавились «Чистилище» и «Рай». Пресса оценила «Данте» исключительно высоко, сравнив партитуру с величайшими балетами от Чайковского и Стравинского до Равеля и Прокофьева.
Бодрость без предубеждения. Венесуэльский молодежный оркестр и Густаво Дудамель
Второе отделение открывает российская премьера еще одного нашего современника, Концерт для скрипки с оркестром Гюса Янсена – фигуры необычной даже для исключительно разнообразного композиторского сообщества Нидерландов. Успешный академический композитор, автор нескольких опер, Янсен выступает также в джазовых и импровизационных ансамблях как пианист, клавесинист и барабанщик.
В Скрипичном концерте Янсена восемь коротких частей, в четных оркестр делится на две части, играющие независимо друг от друга. При этом они аккомпанируют солисту, чья партия выписана лишь частично, соответственно, ни одно исполнение концерта не будет похоже на другое. Вместе с Госоркестром России и дирижером Фёдором Леднёвым решать эту необычную задачу будет Елена Ревич (скрипка).
Елена Ревич: “Актуальная музыка не должна существовать обособленно”
Завершит концерт Четвертая симфония Николая Каретникова, opus magnum одного из крупнейших композиторов-нонконформистов.
Написанная без малого 60 лет назад, она впервые была исполнена в Москве в 1985 году под управлением Геннадия Рождественского. С тех пор симфония в России не звучала, хотя в программы своих зарубежных выступлений ее включали такие российские дирижеры, как Александр Лазарев и Валерий Гергиев. Нынешнее исполнение симфонии в нашей стране станет первым почти за 40 лет.
Издательство Ивана Лимбаха выпустило книгу Николая Каретникова “Темы с вариациями”
Следующий концерт абонемента – 15 апреля 2023 года, в программе – Реквием Дьёрдя Лигети и «Сферы» для фортепиано, вибрафона и симфонического оркестра Алексея Сысоева (мировая премьера). За пультом Российского национального молодежного симфонического оркестра – Филипп Чижевский.
Пресс-служба Московской филармонии