22 марта 2023 в Концертном зале им. П. И. Чайковского впервые после 40-летнего перерыва в Москве прозвучит оратория Александра Чайковского «К солнцу».
Сочинение написано на стихи Фёдора Тютчева и посвящено маэстро Валерию Гергиеву, который неоднократно исполнял ораторию в 1980-е.
В 2021 году оратория прозвучала в Мариинском театре, а теперь симфонический оркестр и хор театра представят ее в Зале Чайковского. Также в программу вошла Симфония № 2 Сергея Рахманинова, она станет частью юбилейной афиши к 150-летию со дня рождения композитора.
Оратория Александра Чайковского «К солнцу» была написана в 1983 году, тогда же она первый раз прозвучала в Москве на фестивале «Московская осень». Поэзия Фёдора Тютчева очень увлекала композитора, который много изучал его творчество и посещал тютчевские места.
В отличие от общепринятой точки зрения на Тютчева как на мастера камерного, лирического жанра, Чайковский считает его фигурой колоссального масштаба, по силе ничуть не уступающей Лермонтову или Пушкину. Для того, чтобы передать этот образ в своей оратории, композитор привлек большие исполнительские силы — четверной состав оркестра, хор и два солиста (тенор и баритон).
Хотя в 1980-е Чайковского критиковали за то, что он нарушил интимность тютчевской поэзии, оратория имела большой успех, она исполнялась не только в СССР, но также в ГДР и Чехословакии. В Братиславе она звучала в исполнении Словацкого филармонического оркестра и хора под управлением Валерия Гергиева.
В мае 2021 года дирижер вернулся к этой партитуре с Симфоническим оркестром и хором Мариинского театра. Теперь она вновь звучит в Москве — впервые за 40 лет. Сольные партии исполнят солисты Мариинского театра Мигран Агаджанян и Владимир Мороз.
Первое отделение программы посвящено 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Прозвучит Симфония № 2 — сочинение, премьера которого состоялась под управлением автора в Мариинском театре в январе 1908 года. Тот вечер стал подлинным триумфом Рахманинова-симфониста:
«Симфония роскошна богатством деталей,
— писали критики,
— своей поэтической настроенностью и художественным блеском она захватывает внимание от начала до конца», а о 35-летнем композиторе говорили как об «артисте с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением».
Пресс-служба Московской филармонии