16 февраля 1937 года в Лондонском Sadler’s Wells Ballet (ныне Королевский балет) балетмейстер Фредерик Аштон поставил одноактный балет «Конькобежцы» на музыку композитора Джакомо Мейербера (из опер «Звезда севера» и «Пророк»).
Среди первых исполнителей были звезды английского балета Марго Фонтейн и Роберт Хелпман.
«Конькобежцы» считаются одним из лучших и значительных творений Аштона: не сходивший со сцены в течение 30 лет, этот балет и сегодня остается в числе репертуарных фаворитов Королевского балета.
Рассказывает Николай Цискаридзе:
«Эта замечательная работа почти 80 лет является одной из жемчужин английского балета.
Английский стиль, сдержанный, филигранный, не слишком бравурный, скорее, аристократичный. Главная особенность постановки – отсутствие сюжета. В центре – замерзший пруд, где катаются разные пары.
Дело в том, что сэр Фредерик Аштон сам никогда на коньках не катался, и к моменту постановки этого спектакля даже не знал, как это делается и из каких элементов состоит фигурное катание. Одна из артисток продемонстрировала умение держаться на льду, посмотрев на нее Аштон и придумал этот балет.
Никто тогда и представить не мог, что балет будет иметь такой успех и такую счастливую сценическую жизнь. Любовь публики не проходит до сих пор. В 1960-е годы была предпринята попытка “переодеть” этот спектакль, создать новые костюмы и декорации, но англичане наотрез отказались от модернизации.
Стоит отметить, что англичане вообще очень бережно, с большим трепетом и уважением относятся к своей классике, театральной, музыкальной, балетной, и всегда настаивают на том, чтобы никто ничего не менял, даже если это уже не так актуально».
Фредерик Аштон – выдающийся английский хореограф, карьера которого длилась 60 лет. За это время он поставил свыше ста балетов, концертных номеров и новых версий классики, многие из которых и сегодня входят в репертуар Ковент-Гардена. В 13 лет Аштон был так потрясен мастерством Анны Павловой, что решил посвятить себя балету. Позднее он писал:
«Я был отравлен ее ядом, и с того вечера хотел танцевать, как она».
Семья сделала все возможное для излечения наследника – к девятнадцати годам он получил экономическое образование и работал в лондонском Сити.
Но молодой клерк к тому времени начал тайно посещать занятия сначала Леонида Мясина, одного из лучших хореографов Сергея Дягилева, затем – Мари Рамблер, одной из основательниц балета Британии.
Именно благодаря Рамбер уже в 1920-е годы он начал пробовать свои силы в качестве хореографа. Классическим танцовщиком он стать уже не смог, слишком поздно оказался у балетного станка, но завороженность классической школой балета, верность ее канонам стала фирменным знаком его будущих постановок.
Ставить Фредерик Аштон начал, не проучившись и трех лет. В ранних работах большое внимание он уделял классическому танцу, позднее для него более характерно создание бессюжетных балетов. Танцы, которые сочинял балетмейстер, отличались сложностью композиции и были весьма трудны для исполнения.
В историю хореограф Фредерик Аштон вошел как основоположник английского психологического балета. Даже бессюжетный, иногда фантастический, он непременно должен рассказывать человеческую историю – во всех нюансах и подробностях.
Его лучшие спектакли, на которых выросло не одно поколение английских артистов балета, – «Золушка», «Дафнис и Хлоя», «Сильвия», «Ундина», «Тщетная предосторожность», «Сон» по мотивам «Сна в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, балет «Маргарита и Арман», который хореограф поставил специально для образовавшейся незадолго до того пары Марго Фонтейн – Рудольф Нуреев.