В наступающем году Магнитогорскую капеллу ждут Всемирные хоровые игры.
Этот сезон Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы имени С. Эйдинова был посвящён двум знаковым фигурам отечественной музыки: в 2015 году отметили 175-летие Петра Ильича Чайковского и 100-летие Георгия Васильевича Свиридова.
Год открыли концертами в память о Чайковском. Капелла представила многие грани творчества самого исполняемого в мире русского классика. В разное время и на разных площадках звучали сцены и арии из наиболее известных опер – “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Орлеанская дева”, “Мазепа”, “Чародейка”, “Иоланта”.
Дирижёры капеллы – заслуженный деятель искусств России Надежда Иванова, Виталий Стельмахович, Артём Варфоломеев, Александр Шинин – профессионально и вдохновенно иллюстрировали сложный и богатый мир великого мастера. Для каждой сцены с особой тщательностью и чутьём подбирали солистов. Ярко и разнообразно было представлено хоровое и камерное искусство композитора, а также – духовные композиции из “Всенощного бдения” и “Литургии святого Иоанна Златоуста”. Украшением концертов стали романсы Чайковского на стихи поэтов XIX века.
“Конечно, многое исполняли и раньше,
– рассказывает Надежда Павловна.
Капелла постоянно обращается к произведениям русских классиков. Но, знаменуя два великих юбилея, мы готовили серию концертов, ориентируясь не только на произведения, которые публика уже слышала, но и на новые работы. В 60-е годы, например, у Эйдинова впервые пели ораторию Александра Прокофьева “Ладога”, музыку к которой Свиридов написал ещё когда поэма была в рукописи.
Со временем сделанное раньше претерпело изменения: другие исполнители, другая интерпретация, да и аудитория за эти годы изменилась. И в концерте, посвящённом Георгию Свиридову, поэму Блока “Балаганчик” исполняли уже по-другому.”
Рассказывая о работе над программой, посвящённой 100-летию Свиридова, Надежда Иванова вспоминала о том, что ей не раз доводилось видеть композитора, наблюдать за тем, как он работает с музыкантами:
“Я училась в училище имени Гнесиных, у меня сохранились магнитофонные записи его репетиций. Георгий Васильевич прописывал каждую интонацию, всё до единой мелочи, вплоть до дыхания, каждую свою вещь сначала опробовал на хоре, солистах, только потом отдавал ноты в печать. По полтора часа учил какой-нибудь акцент в музыке, по три часа отрабатывал несколько тактов, не терпел трактовки, и сегодня мы строго следуем его записям…”
Программы, посвящённые двум великим композиторам, будут повторяться в различных вариантах и в наступающем году, который тоже обещает быть насыщенным. В феврале пройдёт традиционный концерт “Любовь святая”, посвящённый памяти дирижёров капеллы – Семёна Эйдинова и Юрия Иванова.
Затем в Ижевске вновь прозвучит “Патетическая оратория” – капелла будет исполнять её с симфоническим оркестром Московской филармонии. Также в наступающем году коллектив капеллы ждут Всемирные хоровые игры, поездки по области, встречи с известными композиторами и дирижёрами.
Словом, впереди – много сложной, но интересной и любимой работы.
Элла Гогелиани, “Магнитогорский металл”