Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии представит свою программу в Carnegie Hall.
Самое прекрасное в работе дирижера – участвовать в процессе создания музыки и вовлекать в него оркестр. Об этом рассказал в интервью ТАСС главный дирижер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Юрий Темирканов.
4 марта старейший оркестр России под руководством маэстро выступит с концертом в нью-йоркском Carnegie Hall, который пройдет в рамках ежегодного фестиваля “Вишневый сад”.
Мечтаю – многое успеть
Тридцать лет, на протяжении которых Юрий Темирканов руководит оркестром Санкт-Петербургской филармонии, он не устает получать удовольствие от работы.
“Самое прекрасное в работе дирижера, что, стоя перед оркестром, ты напрямую общаешься с музыкой, участвуешь в ней. Однако самое трудное – это вовлечь сотню музыкантов вместе участвовать в рождении музыки, а не только производить звуки”,
– сказал он. Несмотря на большой успех, который сопровождает оркестр как на родине, так и в гастролях по миру, маэстро довольно критически относится к своему труду и выступлениям.
“Самое опасное для артиста – быть довольным собой”,
– говорит Темирканов. В 1988 году он получил оркестр в очень сложное время – для страны, экономики, культуры, музыкантов, и тогда была большая опасность, что коллектив не удастся сохранить, не получится пронести дух старейшего музыкального коллектива в новое время.
“За прошедшие годы оркестр стал более гибким, но в то же время он сохранил свое традиционное звучание”,
– с гордостью подчеркивает маэстро.
“Работать с одним коллективом много лет проще. Сейчас мы друг друга хорошо понимаем – и музыкально, и по-человечески”.
В следующем году маэстро отмечает свое 80-летие.
“Конечно, как любой человек за последние десятилетия я изменился, и это естественно. Я всегда старался учиться не на чужих ошибках, а на своих. А вот оркестр научил меня терпению”.
Темирканов пользуется огромной популярностью как в России, так и за рубежом, его постоянно приглашают сотрудничать главные мировые сцены и ведущие оркестры. Однако маэстро не устает мечтать.
“Всегда существуют неисполненные желания. О чем мечтать? Мечтаю, чтобы хватило времени претворить в жизнь что-то еще”,
– говорит он.
Любые гастроли – это представление России за рубежом
“Несмотря на то, что культура напрямую не соотносится с политикой, в каждой стране мы представляем Россию”.
Поэтому и репертуар для концерта подбирается тщательным образом. Сегодня в Карнеги-холле музыканты старейшего российского оркестра представят концерт для фортепиано Иоганнеса Брамса, а также одно из наиболее популярных произведений Дмитрия Шостаковича – Пятую симфонию. Впервые и сразу с триумфом она была исполнена в 1937 году именно Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского, который руководил им на протяжении полувека.
Темирканов не повторяет успех предыдущих дирижеров и композиторов, но каждый раз рождает новую музыку по прежним партитурам.
По его словам,
“для музыки огромное значение имеет акустика. Есть так называемые “намоленые” залы, в которых выступать лучше всего. Среди них, конечно, Карнеги-холл.
Многие залы имеют большую и богатую историю. Но кроме акустики, красота таких залов, в том числе в Италии, Вене или в Санкт-Петербургской филармонии, создает для музыкантов и слушателей особую атмосферу, воссоздать которую специальным образом невозможно”.
Разрушение традиционной системы образования – безвозвратная потеря для культуры
В последние годы власти ряда российских городов заявили о необходимости реорганизации системы специального школьного образования. В их планах – укрупнение и объединение музыкальных, художественных школ, учреждений дополнительного образования. Юрий Темирканов с большим опасением относится к подобным проектам.
По его словам,
“специальные школы искусства делают, по истине, святое дело. И реорганизация школ не помогает, а разрушает музыкальное образование. Если разрушить традиционную систему образования и воспитания в школах, то это будет, действительно, безвозвратной потерей”,
– посетовал маэстро.
Маэстро не считает, что классическая музыка претерпевает революционные перемены и ей необходимо меняться, приспосабливаясь под современные темпы.
“Настоящая культура сохранила себя именно потому, что что она никогда не подстраивалась под вкусы молодых людей. Я уверен, что и через сто лет залы будут полными, так как духовность – это самая важная составляющая жизни здорового общества”.