Главный дирижер Национального симфонического оркестра РБ Раушан Якупов рассказал, какие сюрпризы ждут публику в новом сезоне.
26-й сезон Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан (НСО РБ) открылся концертом, в котором прозвучали сочинения Игоря Стравинского и Александра Глазунова.
Слушатели, которые любят и знают творчество этих композиторов, были несказанно рады: их музыку исполняли в Уфе давно.
О том, как формируется программа концертов НСО, что услышат любители классики в новом сезоне, в интервью “РГ” рассказал художественный руководитель и главный дирижер оркестра Раушан Якупов.
— Уже по первому концерту можно предположить, что вы намерены продолжить тенденцию юбилейного сезона, когда оркестр играл сочинения незнакомых публике композиторов, а также неизвестные произведения знаменитых?
— Хорошей музыки так много, что ее невозможно переиграть за всю жизнь, а то и за несколько. Поэтому очень важно знакомить публику с новыми для нее сочинениями.
Мы открыли сезон сюитой из балета “Пульчинелла” Игоря Стравинского в редакции 1949 года. В честь 135-летия Стравинского в программу включили также “Скерцо в русском стиле”, написанное им по заказу голливудского дирижера Пола Уайтмана.
Концерт для скрипки с оркестром Глазунова исполнил молодой скрипач Степан Стариков, участник проекта “Музыкальная сборная России” Санкт-Петербургского Дома музыки, который, кстати, недавно стал обладателем премии Международного конкурса имени Анри Морто в Германии как раз за исполнение этого сочинения.
— Второй сезон подряд уфимцы знакомятся не только с новыми проектами оркестра, но и с новыми исполнителями из Санкт-Петербургского Дома музыки…
— Сотрудничество с этим Домом, которым руководит известный виолончелист, народный артист России, профессор Сергей Ролдугин, началось в прошлом году.
Огромное счастье, что мы попали в проект “Музыкальная сборная России”, благодаря чему в Уфу на концерты симфонического оркестра приезжают молодые, однако весьма опытные исполнители – лауреаты престижных международных конкурсов, выступающие с ведущими оркестрами мира.
Уфимцы получили возможность познакомиться с талантом скрипача Айлена Притчина, виолончелиста Александра Рамма, пианиста Филиппа Копачевского… Кстати, сам Сергей Павлович дал согласие выступить с нашим оркестром на концерте, намеченном на 27 января 2018 года.
В дуэте со скрипачом Павлом Милюковым, лауреатом последнего XV Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского, он исполнит известнейший Двойной концерт Иоганнеса Брамса.
— Настоящим откровением для любителей классики в прошлом сезоне стали английский, австрийский вечера. Как возникла идея подобных концертов?
— От желания тематически показать музыку разных стран и континентов. Например, в программе “Австрийский вечер” прозвучал Концерт для флейты и арфы с оркестром Моцарта, солистами которого стали участники проекта “Музыкальная сборная России” Санкт-Петербургского Дома музыки – флейтист Андрей Санников и арфистка Оксана Сидягина.
“Английский вечер” украсили “Энигма – вариации” Элгара и “Каприоль-сюита” Уорлока – малоизвестного в России композитора.
Часто слушатели задают вопрос: “А что дальше?” Мы также будем продолжать проводить вечера музыки тех или иных стран. Впереди – испанский, немецкий вечера…
— Как происходит пополнение репертуара оркестра?
— Часто выручает дружба с коллегами-музыкантами из других городов, с которыми мы обмениваемся нотами. Иногда история с нотами бывает почти детективной.
Например, известно, что у Прокофьева есть целый цикл пушкинианы: музыка к “Борису Годунову”, “Евгению Онегину”, “Пиковой даме” – к театральным постановкам или к фильмам, режиссерами которых были Таиров, Мейерхольд.
Когда мы готовились к презентации новой главы “Детского альбома”, где народный артист России Евгений Князев читал “Пиковую даму” Пушкина и должна была звучать музыка Сергея Прокофьева к одноименному кинофильму “Пиковая дама”, то партитуру нам любезно предоставил дирижер Геннадий Николаевич Рождественский, пропагандист Прокофьева, у которого хранится личный экземпляр партитуры этого сочинения.
— С публикой все ясно, а вот открывают ли для себя что-то новое музыканты?
— Конечно! Соприкасаясь с неизвестным, расширяется кругозор, становится интереснее заниматься творчеством. Когда оркестрантам нравится музыка, это сразу слышно. Например, на первой репетиции к концерту-открытию кто-то из них воскликнул: “Какая музыка у Стравинского!”
— Будут ли в нынешнем сезоне концерты с такими замечательными певицами, как Вероника Джиоева? Тот совершенно феерический вечер на сцене оперного театра запомнился публике: они слушали феноменально талантливую солистку, способную петь два отделения, и оркестр звучал как никогда прекрасно.
— Могу заверить: сюрпризов в новом сезоне будет достаточно! А концерт, в котором солировала звезда мировой оперы Вероника Джиоева, действительно, запомнился публике. Многие ждут ее приезда в Уфу вновь.
— Концерты, конечно, это не музыкальные лектории, но людям нравится, что перед прослушиванием произведения они узнают много интересного о композиторах, а также истории создания сочинений. Вроде бы это и необязательно, но вы это делаете. Почему?
— Свойство памяти таково, что в ней откладываются вроде бы самые незначительные факты. А сколько историй, которые хочется донести до любителей музыки!
Кстати, расскажу одну из них. Как-то Игорь Стравинский брал у Римского-Корсакова частные уроки, и на смерть учителя написал “Погребальную песнь”. Во время Второй мировой войны, когда бомбили Ленинград, снаряд попал в здание консерватории, и эту рукопись считали сгоревшей. Но год назад во время капитального ремонта вдруг обнаружили ноты.
Надеюсь, в будущем мы исполним “Погребальную песнь” Стравинского для уфимской публики.
— В прошедшем, юбилейном, сезоне Национальный симфонический оркестр провел четыре фестиваля, а вот праздничного концерта, посвященного его 25-летию, не было…
— Оркестр родился 5 мая. Пять – это квинта. Так вот, в честь юбилея, дня и месяца рождения Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан мы готовим проект QUINTA – пять вечеров классической музыки, где прозвучат симфонии и инструментальные концерты под символическим номером пять.
А большой торжественный концерт, посвященный 25-летию оркестра, состоится 28 октября. Там будут сюрпризы не только для музыкантов, но и для слушателей.
Гульназ Данилова, Российская газета