В Московской филармонии – легендарный Венский филармонический оркестр и маэстро Кристиан Тилеманн за четыре вечера сыграют все симфонии Л. Бетховена.
Этого эпохального события музыкальная Москва ждала очень долго.
Поначалу не верилось, что в течение нескольких вечеров, впервые в России один из лучших коллективов мира – Венский филармонический оркестр сыграет полный цикл симфоний Л. Бетховена с маститым немецким маэстро Кристианом Тилеманном.
Проект, наконец-то, воплотился благодаря совместным стараниям международного фонда «Музыкальный Олимп» и Московской государственной академической филармонии.
На сцене Концертного зала имени Чайковского гарантированные аншлаги, билеты давно раскуплены.
Бетховенский цикл – визитная карточка Венского филармонического оркестра. Антологию симфоний немецкого классика в свое время записал предшественник Кристиана Тилеманна американский маэстро Леонард Бернстайн. И вот, спустя несколько десятилетий, новое прочтение гениальной музыки.
Кристиан Тилеманн – личность универсального масштаба, дирижер с невероятной харизмой и интеллектуальным складом ума. Сегодня он считается едва ли не лучшим интерпретатором музыки Вагнера, Брукнера и Бетховена.
Это уже третий столичный визит Венского филармонического оркестра за последние десять лет. В 2003 году легендарный коллектив выступал под руководством Валерия Гергиева в рамках московской программы фестиваля «Звезды белых ночей». Московская филармония принимала венских филармоников зимой 2007 года. Тогда фонд «Музыкальный олимп» организовал гастроли оркестра под управлением Даниэля Баренбойма.
Тем не менее, нынешний проект стал самым кульминационным за всю историю западных оркестров, которые выступали в Москве со столь продолжительными монографическими программами.
Накануне концертов, 19 ноября в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялся специальный брифинг для журналистов с участием дирижёра Венского филармонического оркестра Кристиана Тилеманна, президента Венского филармонического оркестра Клеменса Хелсберга, директора Венского филармонического оркестра Дитер Флури, а также президента фонда “Музыкальный Олимп” Ирины Никитиной.
“Это необходимо сегодня нашей публике, нашей стране. Циклы бетховенских симфоний — нечастые гости в наших залах, это не постоянные программы. Маэстро Тилеманн для западной публики является гуру немецкой музыки, немецкого романтизма, поэтому под его светлым началом это обещает быть огромным событием”,
– отметила Ирина Никитина.
В свою очередь президент Венского филармонического оркестра Клеменс Хелсберг добавил:
«Бетховенский цикл мы представляем очень редко — за всю историю оркестра это было 14 раз. В том числе четырежды под управлением маэстро Тилемана».
Москва стала пятым городом бетховенского тура после Вены, Парижа, Берлина и Токио, откуда артисты Венского филармонического оркестра вместе с Кристианом Тилеманном прибыли в российскую столицу.
Кристиан Тилеманн:
«Впечатления от города я, надеюсь, отразятся на интерпретации симфоний Бетховена в той или иной форме. Ведь исполнение – это вопрос вдохновения. То, как ты прочитываешь музыку, в большой степени зависит от впечатлений, от влияний извне».
С Венским филармоническим оркестром Кристиан Тилеманн уже записал полный цикл симфоний Бетховена на сцене Золотого зала Музикферайн.
Релиз издан на CD и DVD и уже приобрел широкую мировую известность.
Кристиан Тилеманн – как это ни парадоксально – впервые в Москве. Еще до концертов, маэстро побывал в Кремле, ознакомился с достопримечательностями Первопрестольной.
Кристиан Тилеманн:
«Не скрою, это каждый раз новое приключение. И связано оно, прежде всего с тем, что оркестр Венской филармонии в настоящий момент исполняет эту музыку столь совершенно и с такой готовностью к риску, что сами музыканты открыты к таким новым интерпретациям.
Конечно, основа интерпретации существует, но детали, настроение – это зависит от момента. Мы все получаем от этого очень большое удовольствие. Нас уже достаточно продолжительное время связывает тесное сотрудничество, поэтому я очень рад представить вам “нового Бетховена” с этим замечательным оркестром.
Я знаю, что лично для меня этот цикл с Венским филармоническим оркестром скоро не повторится. А в Дрездене, где я недавно стал главным дирижером Штаатс капеллы, я начинаю с нуля в том, что касается разработки этой музыки. Снова играть с оркестром, с которым мы так много работали над бетховенскими симфониями – это, конечно, особое удовольствие. Тем более, когда знаешь людей так близко, это, конечно, гораздо более тонкая работа. Плюс, разумеется, Концертный зал имени Чайковского, хорошо знакомый оркестру, но в котором я лично никогда не играл. Такие события случаются в моей жизни не так часто».
Особая теплота, мягкость и рафинированность звучания Венского филармонического оркестра не может не восхищать поклонников высокой музыки, особенно тогда, когда за пультом находится маэстро Тилеманн.
Кристиан Тилеманн:
«Венские филармоники – это прежде всего оперный оркестр. А он по своей природе является очень гибким: один певец в голосе – другой нет, один поет быстрее – другой медленнее. Высокого класса оркестр должен быть в состоянии сопровождать вокалистов в любой ситуации. Плюс пресловутая мягкость звука, так или иначе свойственная этому коллективу.
Поэтому, когда вы играете с Венскими филармониками симфоническую музыку, то вся гибкость, податливость этого оркестра, как в плане звука, так и ритмических тонкостях находится в вашем распоряжении. К тому же, не следует забывать, что в определенных группах – например, у гобоев или валторн – музыканты играют на инструментах, на которых больше не играют нигде в мире. Это так называемые венские валторны и венские гобои».
Кстати, сам Кристиан Тилеманн намеренно предпочел исполнять симфонии Бетховена в произвольном порядке.
Кристиан Тилеманн:
«Обычно мы играем симфонии одну за другой: Первую, Вторую, Третью. Когда ты их не слышишь подряд, сложно себе представить, сколь велико развитие уже между Первой и Второй симфониями. Между Первой и Третьей это уже очевидно, но сколь ощутима разница между Первой и Второй – это слышишь только когда слушаешь их подряд.
В финальном концерте оркестр представит Восьмую и Девятую, со знаменитой “Одой к радости».
Добавлю, что в исполнении Девятой симфонии Бетховена примут участие: хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова; солисты: Сун Янг Сео (сопрано, Южная Корея), Светлана Шилова (меццо-сопрано, Россия), Майкл Кёниг (тенор, Германия), Роберт Холл (бас баритон, Нидерланды).
Итак, праздник музыки Л. Бетховена продолжается на сцене московской филармонии. Впереди еще три чудесных вечера, полные открытий и вдохновений.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru