21 августа 1912 родилась балерина Наталья Михайловна Дудинская.
«Мне кажется, что надо научить своих учениц быть влюбленными в это искусство и жить для этого искусства. Так жила я»,
– признавалась балерина и педагог Наталья Дудинская.
В 2001 году Дмитрий Сергеевич Лихачев признался:
«”Золушка” – это любимая сказка всех народов, это сказка, которая возбуждает добро, это моя любимая сказка была в детстве. И я всегда думал: Золушка – это ведь придуманное имя, а как ее по-настоящему зовут?
И только теперь я понял. Зовут ее по-настоящему Наташа, Наталья Михайловна Дудинская».
В темном зале, при свете огарка свечи рождалась знаменитая «Золушка» Сергеева и Дудинской. Наталья Дудинская вспоминала:
«”Золушка” действительно нас соединила. Когда Костенька стал делать “Золушку”, он начал делать это в Перми, еще война была. Прокофьев приезжал, мы работали и он там со мной начал учить “Золушку”…»
Наталья Дудинская танцевала с 7 лет. Первым педагогом была мама, первый успех пришел в 9 лет, когда Дудинская танцевала Лизу в «Тщетной предосторожности».
Не будь революции, как знать, возможно, мы бы отмечали юбилеи украинской балерины Дудинской, ведь семья жила в Харькове. Но в 1923 году мама Натальи Михайловна приняла решение покинуть город, власть в котором менялась слишком часто.
Перед строгими ленинградскими-петербургскими педагогами Дудинская предстала в платье с чужого плеча, в туфлях, которые были больше на два размера…
Золушка, которая попала на бал, забытая крестной феей. Такой «феей» – педагогом, подругой, наставницей – на долгие годы для Натальи Михайловны стала Агриппина Яковлевна Ваганова.
Яркая, порывистая, энергичная – танец Дудинской до сих пор захватывает. В эпоху тотальной цензуры единственное, что цензуре не поддавалось – танец, настроение, которое танцовщики дарили зрителями.
Ничего удивительно нет в том, что Ленинград «болел» за Дудинскую и Уланову, Сергеева и Чабукиани, а поклонники спорили с жаром итальянских тифози, – кто же лучше.
«Она не боялась за себя, когда выходила на сцену, – с ожиданием, с предвкушением. И вот это отношение к сцене, к выходу, к спектаклю, оно невольно передавалось. Я помню, всегда удивлялась: как ей не было страшно. Она всегда входила и улыбалась своей мягкой улыбкой…»
– рассказывает о своей наставнице Ульяна Лопаткина.
Новости культуры