Натан Рахлин — украинский, советский, российский дирижёр, личность которого обросла таким большим количеством легенд и баек, что найти достоверную информацию о его биографии сложно.
Даже дата рождения его доподлинно неизвестна: по воспоминаниям матери,
«это было зимой».
В результате официальной датой рождения Натана Рахлина стали считать 28 декабря 1905 г. (10 января 1906-го по новому стилю), а решение об этом было принято уже ближе к юбилею, чтобы торжественно отметить 50-летие великого дирижера.
Натан Рахлин, вундеркинд из бедной еврейской семьи, жившей в Черниговской области Украины, уже в 7 лет играл играл в кинотеатре, в 13 стал трубачом-сигналистом в дивизии красного командира Котовского.
Однажды, когда Рахлину было пятнадцать лет, он прогуливался в городском саду, где играл оркестр оперного театра. Так состоялось знакомство с симфонической музыкой. Особенно потрясла Натана поэма Ференца Листа «Прелюды». Юноша был настолько потрясен, что твердо решил стать дирижером симфонического оркестра.
К тому времени Рахлин освоил все доступные ему музыкальные инструменты и поступил в Киевскую консерваторию сразу же на третий курс, поразив приемную комиссию скрипичным концертом Мендельсона, который он сыграл на трубе.
В 1935 году, в городе Сталино (ныне Донецк) создавалась филармония, «ядром» которой должен был стать симфонический оркестр, существовавший прежде при радиокомитете, и возглавить этот исполнительский коллектив было доверено Рахлину.
О репетиционной работе его ходили легенды. Например, рассказывали, что однажды во время репетиции арфистка заявила, что так, как он требует, сыграть невозможно в принципе – и тогда Рахлин сам сел за арфу и продемонстрировал, как нужно играть. Впрочем, эпизод с арфой – лишь один из многих: точно так же Рахлин показывал и скрипачам, и ударникам, и исполнителям на духовых – словом, всем музыкантам.
Это был единственный в мире дирижер, владевший всеми инструментами симфонического оркестра. Музыканты считали его «вредным» – ведь во время репетиций Натан Григорьевич был очень придирчив, малейшая неточность приводила его в ярость – но подобное внимание к мелочам приносило плоды: оркестр, возглавляемый Рахлиным, прославился на всю страну.
До войны (с 1937 года) Натан Рахлин руководил созданным им же Государственным симфоническим оркестром Украины. В военные годы возглавлял Госоркестр СССР, потом вновь вернулся в Киев к родному Государственному симфоническому оркестру УССР.
В 1966 году возглавил Симфонический оркестр Татарской АССР, которым управлял до своей смерти.
Государственный симфонический оркестр Татарстана отпраздновал 50-летие
Оркестровое искусство Рахлина феноменально. Говорят, что он считается единственным в мире дирижером, который мог показать музыкантам, что он от них хочет, поскольку в совершенстве владел практически всеми инструментами.
Он знал наизусть каждую партию в оркестре, пропевал за музыкантами каждую ноту, оказывая гипнотическое действие и на самих оркестрантов, и на публику. Рахлин впадал в ярость от малейшей интонационной неточности, доводил музыкантов до изнеможения, его считали вредным и придирчивым, но при этом все, кто работал с ним, боготворили дирижера и признавали его гениальность.
Кроме признанных классиков, в репертуаре оркестров Рахлина были сочинения современников — Т. Хренникова, Н. Мясковского, Р. Глиэра, Д. Кабалевского, Г. Свиридова. В исполнении Симфонического госоркестра СССР под управлением Натана Рахлина публика впервые услышала Одиннадцатую симфонию Д. Шостаковича.
В годы жизни на Украине он познакомил слушателей с произведениями украинских композитора (Лятошинского, Данькевича, Майбороды), а став дирижером Симфонического оркестра Татарстана открыл миру творчество татарских авторов — Жиганова, Монасыпова, Луппова.
Натан Рахлин скончался в Казани в 1979 году. В 2011 года в столице республики проводится ежегодный музыкальный фестиваль «Рахлинские сезоны», посвященный его творчеству.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам СМИ