Владимир Атлантов родился 19 февраля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в семье оперных певцов.
В 1963 году окончил вокальный факультет Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Однако, еще будучи студентом 4-го курса, был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) стажером, а в 1963 году после успешного окончания консерватории стал солистом театра.
В 1963-1965 годах стажировался в Школе усовершенствования оперных певцов при миланском театре “Ла Скала”. В 1964 году в составе труппы Большого театра пел на сцене “Ла Скала” во время первых обменных гастролей двух театров. С 1967 по 1988 год – солист Большого театра в Москве.
Выступал также как концертный певец, много гастролировал за рубежом.
В 1987 году получил в Австрии почетное звание “каммерзенгер”. В 1988 году уехал из Советского Союза на Запад, где выступал на крупнейших сценах мира: пел в “Ла Скала”, Метрополитен-опера, Ковент Гарден, Парижской национальной опере, Венской государственной опере, театре Колон, а также в оперных театрах Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Штутгарта, Барселоны, Рима, Вероны, Сан-Франциско, Токио, Нагасаки, Осаки. Последний спектакль с участием певца – “Паяцы” Леонкавалло – состоялся 1 марта 1996 года в Дортмунде (Германия).
Постоянно проживает в Вене (Австрия).
С 7 по 15 сентября 2002 года дал ряд мастер-классов в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре. 15 сентября 2002 года принял участие в концерте “Голоса России – великому городу”, проходившем в Санкт-Петербургской филармонии в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
На V Конкурсе имени Н. А. Римского-Корсакова, состоявшемся в Санкт-Петербурге в ноябре 2002 года, Владимир Атлантов учредил специальный приз “За артистизм”, которым наградил солиста Мариинского театра Владислава Сулимского.
Имя Владимира Атлантова ставят в один ряд с лучшими тенорами мира – Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом.
За свою более чем тридцатилетнюю карьеру Владимир Атлантов завоевал немало титулов и наград. Поклонники и даже коллеги называют его обладателем золотого голоса. Сам он к своей профессии относится ответственно и говорит, что быть оперным певцом – это определенный стиль жизни.
Его голос по мощи сравнивали с вокалом великого Карузо, а по красоте звучания с тенором Марио Ланца. Сам Владимир Атлантов говорит, что никогда не стремился никому подражать.
Опера у Атлантова в крови – его родители пели в Мариинском – в те годы Кировском – театре. Эта сцена стала и его главной любовью. Признается, до сих пор видит во сне лепнину и занавес Мариинки. Здесь совершались первые ошибки и сбывались мечты – партии Ленского в «Онегине», Альваро в «Силе судьбы», Германа в «Пиковой даме» – ее критики назовут коронной.
Билет в Большой певцу принесла победа на конкурсе Чайковского в 66-м. Специальным приказом он был переведен на главную сцену страны. Вскоре у входа в театр уже спрашивали «лишние билетики на Атлантова», а за кулисами – стояла очередь из примадонн, мечтавших петь вместе с ним.
«Все женщины были влюблены в Володьку, он был очень хорош, обладал шармом. Он беспредельно талантлив, такие голоса, как у него, рождаются раз в сто лет, я так думаю. Володя – очень хороший партнер»,
– вспоминает народная артистка СССР Елена Образцова.
За 20 лет в Большом – 18 партий: трагический Хозе и лирический Альфред, экспрессивный Дон Жуан и героический Садко. Виртуозность и мастерство Атлантова признавали даже конкуренты – среди них Владислав Пьявко.
«Мы с Володей были соперники очень хорошие, искрились. Есть такая опера Доницетти – «Капулетти и Мантекки» – там Тибальт и Ромео. Я Володе говорю: “Давай, сделаем так: один вечер – ты Ромео, я – Тибальт, в другой вечер – наоборот”. Партия очень благодарная, но, к сожалению, так и не получилось»,
– рассказывает народный артист СССР Владислав Пьявко.
В конце 80-х новый поворот в судьбе – Атлантов покидает Россию, чтобы обосноваться в Австрии. Калейдоскоп премьер: каждый год на него ставят по 3-4 спектакля, а лучшие театры мира – Венская опера, Ла Скала, Ковент-Гарден – встречают овациями.
В зените славы, в 57 лет, Атлантов неожиданно оставил сцену. Говорит, ему нравится старинный японский обычай, согласно которому, люди искусства, закончив карьеру, меняют фамилию и уезжают в места, где их никто не знает. Впрочем, артист немного лукавит – в его жизни по-прежнему есть место музыке.
«Музыка, если она входит, она уже не оставляет человека. Если есть то основание, где она может расти и развиваться, если она – желанная гостья во всей жизни, то ты из музыки просто не выходишь»,
– считает Владимир Атлантов.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам СМИ