8 января 1938 года родился Евгений Евгеньевич Нестеренко – великий бас XX века, солист Большого театра.
«Бас планетарного масштаба»,
– пишут о нем критики.
«Нестеренко — законный наследник знаменитых русских басов: Шаляпина, Михайлова, Григория и Александра Пироговых — преемник их славы»,
– говорил Георгий Свиридов.
Ещё при первом появлении на сцене Большого театра Евгения Нестеренко стали называть «вторым Шаляпиным».
И это не случайно: впервые Евгений Евгеньевич выступил в своей любимой роли Бориса Годунова в Гданьске, причём костюм, который он надевал, принадлежал Фёдору Ивановичу Шаляпину.
Для певца это был словно знак судьбы – ведь Шаляпин всегда был кумиром Нестеренко.
Евгений Нестеренко так же, как в былые времена Римский-Корсаков, поначалу был курсантом военно-морского училища. Он мог сделаться офицером, но предпочел иную карьеру – еще не музыкальную. Знаменитый бас окончил строительный институт.
Лишь после этого искусство отвоевало своего любимца у прочих специальностей. Наверное, с тех пор музы пения внимательно следят за артистом, – его быстрый успех в России вскоре сменился всемирной известностью.
Сначала последовало приглашение стать солистом московского Большого театра. В это время Нестеренко работал в Театре оперы и балета имени Кирова в Ленинграде. Он, конечно, обрадовался приглашению, – а вот огорченные зрители засыпали его письмами, умоляя не уезжать.
«Но я, в конце концов, твердо для себя всё решил и могу сказать, что без Большого театра, я бы не состоялся в полной мере как артист»
– рассказывает Евгений Нестеренко.
Столица была благосклонна к этому музыканту. В 1971-м году на IV-м Международном Конкурсе имени Чайковского он был награжден 1-й премией и золотой медалью, а Большой театр стал его постоянным местом работы.
Многие певцы, рассказывая о своей работе над ролью, говорят, что оперные герои словно поселяются рядом с ними. Походка случайного прохожего на улице может подсказать, как выйти на сцену, смех друга – желаемую манеру улыбаться.
Роль – это жизнь, считает Евгений Нестеренко. А его любимая роль – Борис Годунов. Впервые он выступил с этой партией в Гданьске, причем костюм, который он надевал, принадлежал Федору Ивановичу Шаляпину.
Для певца это был словно знак судьбы, жест благоволящей музы, – ведь Шаляпин всегда был кумиром Евгения Нестеренко.
Позже у артиста появился свой костюм царя Бориса, – он сшит из натуральной парчи, из того материала, который специально предназначался для церковного облачения. И, конечно, среди несметного множества призов и премий, которыми награжден певец, есть одна, которую ему вручили «как одному из величайших «Борисов» всех времен».
Это медаль «Золотой Виотти», которую певец получил в итальянском городе Верчелли. А вот в Баден-Бадене не сочли нужным отмечать какую-то одну роль Нестеренко. Здесь в 1992-м году ему присудили приз имени Вильгельма Фуртвенглера – «как одному из величайших басов нашего столетия».
К сожалению, в 2000-м году Евгений Евгеньевич решил покинуть Россию – он уехал в Вену, где часто бывал и прежде.
Блестящий французский критик и ученый Ромен Роллан однажды отметил, что личность «человека искусства» кажется еще волшебнее, если о ней сообщают подробности повседневного быта. Ведь совершенно непостижимо сочетание выдающегося голоса и обыкновенных, свойственных многим, привычек.
Правда, у Евгения Нестеренко и привычки не совсем обыкновенные – например, он коллекционирует чай разных сортов.
А вот его секрет успеха, который он поведал прошедшим летом участникам конкурса Чайковского: нужно поменьше болтаться в коридорах театров и консерваторий, меньше спать и меньше смотреть телевизор.
«Вообще, любовь, как высшее состояние духа человека, это основная движущая сила и основное качество человека, которое его человеком и делает»
– считает артист.