9 февраля 1956 года в Большом театре балетмейстер Вахтанг Чабукиани поставил балет в трех актах «Лауренсия» по драме Лопе де Вега «Овечий источник».
Главные партии исполняли: Лауренсия – Майя Плисецкая, Фрондосо – Вахтанг Чабукиани, Паскуала – Раиса Стручкова, Командор – Сергей Корень.
По сюжету крестьянка из испанской деревушки Фуэнте Овехуна (Овечий источник) Лауренсия отвергает домогательства владетельного Командора: она любит молодого Фрондосо. Мстительный Командор появляется на их свадьбе и по его приказу жениха бросают в тюрьму, а девушку отводят в замок. Выбравшись оттуда, Лауренсия призывает жителей деревни к восстанию. Народ штурмует замок, Командор погибает в поединке с Фрондосо.
Впервые балет был поставлен на сцене Кировского театра (Мариинский театр) в предвоенном 1939 году и долгие годы оставался одним из главных хитов балетного репертуара. Постановка «Лауренсии» относится к той части истории русского балета, которую называют «сталинским классицизмом».
Балет создавался в обстановке массовых репрессий, которые были обращены на поиск врагов. Тем не менее, балет был важным шагом в создании советского балетного репертуара, который вынужден был удовлетворять идеологическим требованиям, предъявляемым ко всему советскому искусству. Даже премьеру спектакля в 1956 году приурочили к ХХ съезду партии.
«Горный орел», «чародей танца», «чудо природы» – так называли народного артиста СССР Вахтанга Чабукиани. О выдающемся танцовщике, хореографе и педагоге, основателе грузинского балета ходили легенды. Говорили, что он умеет летать. От стремительных вращений и прыжков публика сходила с ума. Страстность и грузинский темперамент взрывали зал.
«То, что он сделал, можно и нужно назвать революцией в мужском исполнительстве. Мужской танец – масштабный, романтический, сильный – поднялся на более высокую ступень. Балет стал не только искусством прекрасных дам, но и искусством танцовщиков»,
– рассказывает его ученик Тамаз Вашакидзе.
Чабукиани не только танцевал, но и ставил. В готовые постановки он всегда вносил что-то новое, сражая наповал смелыми идеями. Его вариации для «Корсара» и «Баядерки» признаны классикой.
В 2010 году, в год столетнего юбилея великого Вахтанга Чабукиани, Михайловский театр восстановил его самый знаменитый балет – легендарную «Лауренсию».
«В 1960-е годы тот значительнейший пласт отечественной балетной культуры, который нам с вами известен под названием «драмбалет», был буквально сметен со сцены.
Таким образом, наконец пришедшие к власти молодые хореографы, которым в 1950-е годы было тяжело бороться с засильем официоза в театрах, мстили предшественникам. Как только новой советской балетной поросли дали возможность выйти на сцену, она решила полностью откреститься от своего прошлого.
В итоге до недавнего времени из драматических балетов активно ставились разве что «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетта», которые, к слову, зачастую показываются в непрезентабельном виде. «Лауренсию» мы восстанавливаем для того, чтобы люди знали о драматическом балете не понаслышке, а пришли в театр и составили о спектакле собственное мнение»,
– вспоминает главный балетмейстер труппы Михаил Мессерер, создавший спектакль на основе оригинальной хореографии Вахтанга Чабукиани.