11 марта 1818 года родился великий балетмейстер Мариус Петипа.
Француз, которому выпала честь составить славу русского искусства при жизни и спустя столетия после смерти, создал школу и стал символом явления, которое именуется «русский классический балет».
Он родился в Марселе, начал свою артистическую карьеру на сценах Брюсселя, Парижа и Мадрида, но снискал мировую славу именно в России, в Санкт-Петербурге.
Главным домом Петипа стала Мариинка. Отдав ей свыше сорока лет, балетмейстер поставил фактический знак равенства между своим именем и лучшим балетным наследием XIX века. Его главными хореографическими шедеврами — «Спящей красавицей», «Баядеркой», «Дон Кихотом», «Раймондой» — восхищается весь мир.
«Да хранит Бог вторую мою родину, которую я люблю всем своим сердцем»,
— к этим слова Мариуса Ивановича добавим еще одно его высказывание:
«Нет балетного представления, где бы ни использовались мои па, но при этом их не удосуживаются даже как следует отрепетировать, да еще забывают упомянуть на афише мое имя. Что же будет после моей смерти? Должно быть, оно тогда и вовсе не будет упоминаться в афишах».
Такого не случилось: Россия чествует своего великого француза.
Официальное празднование 200-летия Петипа еще в 2015 году было инициировано Указом Президента В. В. Путина.
В рамках торжеств балет Мариинского театра в сопровождении оркестра Оперного театра Кеннеди-центра в прошедшем октябре представил в Вашингтоне одну из самых известных его работ — «Баядерку» Л. Минкуса с выдающимся «Королевством теней», навеянным иллюстрациями Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте.
В марте на Исторической сцене — «Жизель» (в соавторстве с Ж. Коралли и Ж. Перро), «Дон Кихот» и «Спящая красавица», на Новой сцене — «Лебединое озеро» (в ред. К. Сергеева) и «Спящая», на сей раз в представлении балетной труппы Приморской сцены (ред. Э. Алиева).
В зале Щедрина — лекция балетоведа Ольги Макаровой ««Спящая красавица»: рождение и путь шедевра», а собственно в день юбилея 11 марта — Гала-концерт с участием солистов балетной труппы и Симфонического оркестра Мариинского театра (за дирижерским пультом — Валерий Гергиев).
Театр балета имени Леонида Якобсона еще в декабре представил новую версию «Дон Кихота» (хореограф Й. Кобборг), а в феврале-марте в рамках гастрольного тура дает классику Петипа («Жизель» и «Спящую красавицу») в городах Швейцарии, Франции и Италии.
Академия русского балета имени Вагановой в дни юбилея — 10, 11 и 12 марта — проводит Международную научно-практическую конференцию «Hommage à Petipa — Мост Петипа». Появится ли на улице Зодчего Росси (как планировалось) мемориальная доска в память о Мариусе Петипа — покажет время.
Завершим панегирик словами Рудольфа Нуреева, еще одного юбиляра марта:
«Балеты Петипа подобны драгоценным камням, которые надо заново вставить в оправу, чтобы их сверкание бросилось в глаза нашим современникам».
Галина Осипова, “Санкт-Петербургский Музыкальный Вестник”