«Увлечение музыкой поддерживает тонус в любом возрасте»,
– убежден сэр Невилл Марринер, выдающийся дирижер современности, скрипач и основатель легендарного оркестра «Академия Святого Мартина в Полях». Прославленный маэстро продолжает отмечать свое 90-летие серией юбилейных концертов.
Музыка с ранних лет сопровождала Невилла Марринера. Являясь выпускником Королевского музыкального колледжа Лондона, а затем Парижской Национальной консерватории, Марринер играл на скрипке в английских оркестрах, под управлением таких корифеев дирижерской сцены как Артуро Тосканини, Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян. Дирижирование рано или поздно все равно увлекло бы Невилла Марринера. Он совершенствовался этой профессии у Пьера Монтё в США.
В 1959 году Марринер создал камерный оркестр «Академия Святого Мартина в полях», название которого происходит от церкви Святого Мартина в полях, находящейся на Трафальгарской площади Лондона. Свои первые концерты музыканты давали камерным составом в церкви Святого Мартина. Они сыграли ключевую роль в возрождении исполнений музыки эпохи барокко в Англии.
Сам Марринер не только руководил коллективом, но и являлся его концертмейстером, исполняя скрипичные партии. Репертуар оркестра разнообразен и простирается от произведений эпохи барокко до музыки современных композиторов. И все же Моцарт остается альфой и омегой для Невилла Марринера. Его музыка сопровождает каждый из десяти концертов артиста. В свое время Невилл Марринер аранжировал и записал с оркестром «Академия Святого Мартина в полях» музыку для фильма Милоша Формана «Амадей».
В начале июня английский камерный оркестр выступил под руководством сэра Невилла Марринера в юбилейном концертном турне по Германии. Ганновер стал вторым городом после Гамбурга на пути британских музыкантов в Мюнхен. На сцене Kuppelsaal Конгресс центра Невилл Марринер продирижировал произведения В. А. Моцарта и Й. Гайдна.
Концерт открыла Симфония № 35 «Хаффнер» В. А. Моцарта, вслед за которой прозвучал Концерт № 20 для фортепиано с оркестром. Сольную партию проникновенно исполнил лауреат I премии XIV международного конкурса им. Чайковского Даниил Трифонов.
Во втором отделении сэр Невилл Марринер обратился к кантатно-ораториальному наследию Йозефа Гайдна. Прозвучала Messe In angustiis (“Нельсон-месса”) – третья из шести поздних месс Гайдна. Композитор завершил это сочинение летом 1798 года, спустя несколько лет после второго посещения Англии.
Название “Нельсон” (в Англии ее также именовали “Коронационной” и “Imperial”, латинское заглавие – «Месса из смутных времен») связано с триумфальной морской победой 1798 года знаменитого вице-адмирала Горацио Нельсона, который ликвидировал под Абукиром французскую эскадру, возвращавшуюся во Францию из Египта после доставки сухопутной французской армии генерала Бонапарта. Сегодня “Нельсон-месса” часто звучит в программах концертов наряду с другими известными кантатно-ораториальными сочинениями Йозефа Гайдна.
В ганноверском исполнении «Нельсон-мессы» Гайдна приняли участие: Баховский хор Ганновера, Nord Deutscher Figural Chor, английский камерный оркестр «Академия Святого Мартина в Полях» и немецкие солисты: Феличитас Фукс (сопрано), Рут Зандхофф (меццо-сопрано), Андреас Пост (тенор), Дэвид Йерузалем (бас).
Сэр Нэвилл Марринер идеально выстроил концепцию произведения, установив потрясающий контакт между солистами, хором и оркестром.
Виктор Александров, Ганновер (Германия), ClassicalMusicNews.ru