В одном из старинных городов Западной Германии – Кобленце завершился XXIII международный музыкальный фестиваль и конкурс молодых исполнителей на классической гитаре.
Этот удивительный по романтической красоте и пейзажным идиллиям город привлекает сотни тысяч туристов со всех уголков земного шара. Международный фестиваль и конкурс классической гитары являются своеобразной визитной карточкой города.
Ежегодно на берегах Рейна с концертами и мастер-классами выступают лучшие гитаристы современности. Заслуга в этом принадлежит художественному руководителю и инициатору смотра Георгу Шмитцу. В течение одной недели Кобленц по праву становится центром классической гитары, притягивающим к себе лучших исполнителей из Европы, США и азиатских стран.
Фестиваль 2015 года представляет собой целое созвездие имен, истинных гуру в области классической гитары: Мануэль Барруэко (Куба), Горан Сольшер (Швеция), Альваро Пьерри (Уругвай), Зоран Дукич (Хорватия), Дэвид Расселл, (Великобртиания) Аниелло Дезидерио (Италия), Франц Халаш (Германия), Герхард Райхенбах (Германия), Александр-Сергей Рамирес (Германия – Перу), а также один из корифеев аутентизма, исполнитель на барочной лютне – Хопкинсон Смит (США).
Все они выступили с сольными концертами в Большом зале Дворца курфюрстов – уникальном памятнике архитектуры французского классицизма Германии конца XVIII столетия.
Ежедневно в Rhein-Mosel-Halle (главной концертной площадке фестиваля) проводились семинары и образовательные программы по истории гитарного искусства, устраивались мастер-классы и встречи со знаменитыми музыкантами.
В фойе комплекса была развернута обширная экспозиция гитар различных мастеров, а также нотная, аудио и видеопродукция. Дневные концерты на сцене Камерного зала также привлекли внимание любителей классической гитары. Особо отмечу яркую и харизматичную игру испанца Риккардо Гайена.
Одна из программ была посвящена транскрипциям английских сюит И. С. Баха в версии для дуэта гитар. Ансамбль из Черногории «Montenegrin» в составе Горан Кривокапич и Даниэль Церович продемонстрировали блестящее исполнительское мастерство, отточенную гитарную технику и безупречность стиля.
По сложившейся традиции в один из вечеров фестиваля прозвучали концерты для гитары с оркестром.
В этом году в исполнении французских молодых музыкантов Габриэля Бьянко и Жюдикаэля Перруа можно было услышать сочинения Мориса Оханы и Эйтора Вилла-Лобоса.
Гитаристам аккомпанировал Государственный симфонический оркестр Рейнской филармонии под управлением Марка Тардю (Португалия). В нашей стране он неоднократно дирижировал Российским национальным оркестром.
Ожидаемой сенсацией стали сольные концерты ведущих музыкантов, мэтров классической гитары. Фестиваль открылся выступлением легендарного уругвайского гитариста, профессора Венского университета музыки и изобразительного искусства Альваро Пьерри. Его игра подобна огненному свету, каждое сочинение, будто заново рождается на свет, когда звучит гитара Альваро Пьерри. Сенсационная исполнительская техника артиста покоряет слушательские сердца, вдохновение рождается с первых же звуков музыки. Альваро Пьерри очень тонко чувствует природу исполняемого произведения.
В программе выступления Пьерри наряду с колоритными зарисовками испанских композиторов Фернандо Сора, Эдуардо Сайнса де ла Маса, Исаака Альбениса и Хоаккино Родриго прозвучали произведения латиноамериканских композиторов – танцевальные миниатюры Антонио Лауро (Венесуэла) и сложнейшая гитарная соната аргентинского композитора Альберто Хинастеры.
Если Мануэль Барруэко уже частый гость кобленцского форума, то шведский гитарист Горан Сольшер играет здесь сравнительно редко. Тем отраднее было услышать игру этого самобытного музыканта с универсальным репертуаром. 11-ти струнная гитара Горана Сольшера поражает своим объемным звучанием и спектральными тембрами. В исполнении музыканта прозвучали фрагменты из виолончельных и лютневых сюит Иоганна Себастьяна Баха; изысканные барочные миниатюры Сильвиуса Леопольда Вайса и шведского скрипача и композитора Иоганна Хельмиха Румана.
Интерпретация Сольшером фортепианной пьесы эстонского композитора Арво Пярта «К Алине» запомнилась утонченностью фраз, ощущением безмятежного покоя. В то время как в контрастной по стилю и оригинальности письма сюите «Wermelandia» шведского гитариста Пера-Олафа Джонсона можно было проследить взаимосвязь фольклора с мотивами скандинавских народных песен и танцев.
Концертные программы британского гитариста Дэвида Расселла всегда отличаются целостностью и концептуальной основой выбора произведений. На нынешнем фестивале в фокусе внимания Расселла была музыка, связанная с одним из живописных регионов Испании – Сантья́го-де-Компосте́ла.
После «Компостельской сюиты» каталонца Федерико Момпу Дэвид Расселл представил на суд публики немецкую премьеру сюиты «Cantigas de Santiago» британского композитора и гитариста Стивена Госса, в которой автор искусно сочетает приемы современной гитарной техники письма с национальными мотивами Галисии. Не миновал в своем концерте Дэвид Расселл музыки Иоганна Себастьяна Баха. В этот раз гитарист впервые исполнил в Кобленце Партиту № 1 для клавира в транскрипции Герхарда Райхенбаха. Поразительно было наблюдать за тем, как Расселл дослушивает все фразы и окончания, насколько пунктуален гитарист к артикуляции и мелизматике в каждой из частей цикла.
Подводя итоги прошедшего гитарного состязания, поражаешься высокому мастерству игру и серьезному качественному уровню подготовки конкурсантов, в том числе и из нашей страны.
Между тем, призовые места распределились следующим образом: 1-ю премию завоевала китаянка Ли Ху (Liying Zhu); 2-е место жюри присудило талантливому исполнителю из Южной Кореи Йинсае Ким (Jinsae Kim), он же удостоился специального приза имени Хоаккино Родриго за лучшее исполнение «Трех испанских танцев» композитора; лауреатом 3-й премии стал австралиец Кэмпбелл Даймонд (Campbell Diamond).
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru (Кобленц, Германия)