Советский оперный певец народный артист СССР Александр Ведерников, который на протяжении тридцати лет пел в Большом театре, сказал в интервью, что сейчас опера и романс – это музейные экспонаты. По его словам, еще в 60-70 годы в опере был заметен кризис.
“В мое время, а пик моего творчества в Большом пришелся на 60-е – 70-е годы, опера была еще островком русского искусства, хотя кризис уже был очевиден,
– сказал Ведерников.
Сейчас композиторы не обращаются ни к опере, ни к романсу. Эти жанры не востребованы жизнью вообще, скорее они музейные экспонаты. Как-то композитор Георгий Свиридов сказал, что время спрессовалось и сейчас нужно искусство не расходящееся вширь, а концентрированное. Наверное, потому он не писал оперу”.
По словам Ведерникова, в советское время иногда из идеологических соображений переделывали тексты опер. Например, речь Сусанина в опере Глинки “Жизнь за царя”, которую в советское время переименовали в “Иван Сусанин”, стала походить, как выразился Ведерников, на набор лозунгов. Однако этому певцу удавалось исполнять партию почти в первоначальном варианте.
Ведерников рассказал:
“Претензий ко мне было немало со стороны дирекции и руководства театра, особенно за то, что часто крестился на сцене. “Что вы делаете, Александр Филиппович?!” – “Следую исторической правде! – невозмутимо говорил я. – В то время все были христиане, все крестились. Что же мне, плюнуть на это, что ли? Это же наша история, наши предки!”
Иногда приходилось настаивать, проявлять характер. До сих пор удивляюсь, как многие мои провокационные и опасные по тем временам поступки не имели никаких плачевных последствий”.