В начале осени в немецкой столице традиционно проходит масштабный музыкальный фестиваль Musikfest Berlin. Этот форум является частью универсального марафона Berliner Festspiele, в сферу которого входят – академическая музыка, джаз и литература.
В этом году концерты проходят в Большом и камерном залах филармонии, а также в Берлинском Концертхаусе. В течение трех недель на концертных сценах Большого и камерного залов филармонии, а также в Концертхаусе проходят свыше 30 симфонических и камерных концертов с участием выдающихся музыкантов современности.
В Берлин съехались знаменитые оркестры и ансамбли из Германии, Нидерландов, Великобритании, США под управлением всемирно признанных дирижёров.
В фокусе программ фестиваля музыка Рихарда Штрауса, Антона Брукнера, Иоганнесса Брамса, Роберта Шумана, соседствующая с опусами современных авторов: Дьердя Лигети, Вольфганга Рима, Ариберта Раймана, Хельмута Лахенмана, Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке и Йорга Видманна.
Девизом нынешнего смотра стал альпийский рог, выступающий в контексте исследования духовного мира звука. В большинстве концертных программ представлена ретроспектива сочинений для валторны соло и в ансамблях разных композиторов.
5 сентября на сцене Берлинской филармонии выступил оркестр Дрезденской Штаатс капеллы под управлением Кристиана Тилеманна. Девятой симфонии Антона Брукнера (в редакции Л. Новака) предшествовало исполнение Второго скрипичного концерта Софии Губайдулиной «In tempus praesens» («В настоящем времени»). Солист – Гидон Кремер.
Сочинение, проникнутое трагической символикой, посвящено Анне-Софи Муттер. Она была первой исполнительницей Концерта. В игре Гидона Кремера постоянно ощущался нервозный пульс как напоминание о неумолимом ходе времени и вытекающих отсюда последствиях.
Гидон Кремер:
«Немногим понятна красота экстремальных звуковых трансформаций в произведениях Софии Губайдулиной. Исполнителям порой бывает очень трудно овладевать подобным материалом. Это похоже на покорение альпинистами горных вершин, которое требует виртуозных навыков и целеустремленности. Тем больше удовлетворения получаешь, когда вершины покорены. Многое, что отражается в музыке Губайдулиной, порой и есть то реальное или не произошедшее, что заставляет нас чувствовать близость друг к другу»
Девятая симфония Антона Брукнера (посвящение «возлюбленному Богу») в интерпретации Кристиана Тилеманна и дрезденского оркестра стала вершиной вечера. Мистические хоралы, пиршество гармоний, прелестная оркестровка этого шедевра композитора вызывают в душе у каждого человека особые чувства трепета и благоговения.
Кристиан Тилеманн, принадлежащий к плеяде лучших брукнеровских дирижеров современности, в очередной раз доказал свое истинное толкование и любовь к музыке австрийского симфониста. Оркестр Дрезденской Штаатс капеллы звучал сдержанно и благородно, демонстрируя при этом свои лучшие ансамблевые качества и аристократическую манеру игры.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.ru