Первой оперной премьерой нынешнего года в Берлинской Государственной опере стала «Катя Кабанова» Леоша Яначека.
В совместной постановке с Королевским оперным театром «Ла Монне» (Бельгия) на сцене драматического театра Шиллера (где сейчас проходят оперные и балетные спектакли Берлинской Государственной оперы) в спектакле участвовали: музыкальный руководитель и дирижер – сэр Саймон Рэттл; режиссер-постановщик – Андреа Брет; художник-постановщик – Аннетт Муршетц.
Отмечу, что в одной лишь Германии опера Леоша Яначека «Катя Кабанова» ставилась свыше двадцати раз. Предыдущую версию спектакля на сцене Берлинской Государственной оперы осуществил драматический режиссер Михаэль Тальхаймер.
Музыкальный язык сочинения проникнут славянскими интонациями, что еще раз подчёркивает особое отношение Яначека к русской культуре и ее традициям. Необычные гармонические обороты, экспрессивный язык роднят «Катю Кабанову» с лучшими образцами русской оперы. Литературным источником послужила драма А. Н Островского «Гроза». Яначек сам написал либретто, существенно сократив текст пьесы. Композитора интересовала судьба главной героини – Катерины, ее чувства и переживания.
В главной партии выступила блистательное немецкое сопрано Эва-Мария Вестбрук. Она поразила своей убедительной актерской игрой, яркостью голоса и великолепной внешностью. В остальных ролях были заняты: Павло Гунька (Дикой), Павел Чернох (Борис), Дебора Поласки (Кабаниха), Стефан Рюгамер (Тихон), Флориан Хофман (Кудряш), Анна Лапковская (Варвара), Роман Трекель (Кулигин), Эмма Саркисян (Глаша) и другие.
Особый психологический тон постановки задает режиссер спектакля Андреа Брет. Серое пространство, густой полумрак, аскетичная сценография отражают атмосферу купеческого быта начала прошлого века: запущенные дом и сад жестоких изуверов Кабанихи и Дикого. На протяжении всего спектакля поведением озабоченных героев движут животные инстинкты.
Впрочем, такой режиссерский ход нисколько не мешает восприятию музыкальной стороны, за которую успешно отвечал сэр Саймон Рэттл, органично чувствующий эстетику оперного театра Леоша Яначека.
В последнее время дирижер все чаще обращается к музыке чешского композитора. Исполнение «Глаголической мессы» на осеннем Берлинском фестивале и серия оперных спектаклей «Из Мертвого дома» (по Ф. Достоевскому) в Берлинской Государственной опере яркое тому подтверждение. Оркестр под управлением Саймона Рэттла звучал очень выразительно. Каждая фраза наполнялась естественным дыханием и благородством. Вокальные ансамбли и хоровые эпизоды удачно сплетались в общую канву музыкального процесса.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.ru