В Париже в концертном зале «Аудиториум» Радио Франс открылся Международный конкурс дирижеров имени Светланова. Он посвящен 90-летнему юбилею великого русского Маэстро.
Здесь, в Париже, эта дата празднуется очень масштабно: на Радио Франс пройдет за неделю около 20 программ, посвященных Маэстро, интернет-канал medici.tv в течение недели будет показывать записи маэстро и фильмы о нем.
В день рождения Светланова 6 сентября 2018 здесь пройдет грандиозный концерт – посвящение Маэстро с участием российских музыкантов Вадима Репина, Андрея Коробейникова, Александра Князева, Дмитрия Махтина, Бориса Березовского и Филармонического оркестра Радио Франс, за дирижерский пульт которого встанет Андрис Пога, победитель второго Конкурса Светланова.
Но центральным событием конечно же является Конкурс.
Первый тур проходит в два дня. Выступают 18 молодых маэстро из 14 стран, из них трое россиян – Павел Петренко, Дмитрий Филатов и Анна Ракитина. Каждому предоставляется 20 минут для работы с оркестром. В программе первого тура – три увертюры Бетховена – «Кориолан», «Эгмонт» и «Леонора» №3.
В первый конкурсный день за пульт Филармонического оркестра Радио Франс встали:
Антуан Глатар ( Франция);
Мурат Джем Орхан (Турция);
Хариш Шанкар (Германия);
Дмитрий Филатов (Россия);
Янив Сигал (Польша\США);
Габриэла Тейшене (Великобритания);
Ивани Чередниченко (Украина);
Жордан Гюдефан (Франция);
Йонас Питкянен (Финляндия);
Павел Петренко (Россия);
Лаури Ахокас (Финляндия);
Эрина Яшима (Япония).
Большинство из них выбрали увертюру Бетховена «Эгмонт». 5 сентября 2018 выступят оставшиеся шесть конкурсантов и будут объявлены имена прошедших во второй тур.
Жюри конкурса в этом году возглавляет Александр Ведерников, работавший в качестве члена жюри на втором и третьем конкурсе. Вместе с ним работает замечательная команда: один из самых знаменитых педагогов по дирижированию Йорма Панула, всемирно известный скрипач Гидон Кремер, певица и дирижер Натали Штуцманн, российский маэстро Андрей Борейко, менеджеры оркестров Санта-Чечилия и Чикагского симфонического – Мауро Букарелли и Кристина Рокка.
Слово председателю:
“Это уже четвертый конкурс, заложен хороший фундамент и традиция его проведения. Все молодые музыканты, которые на прошлых конкурсах получили премии – работают, делают отличные карьеры в профессии, а это значит, что система работает прекрасно.
В этом году вновь пришло огромное количество заявок, более 350. Конкурс приобрел популярность.
Светланов всегда беспокоился за будущее музыкального исполнительства. Чем важен конкурс его имени? Он позволяет «проявить», «высветить» имена нового поколения, тех, кто будет заниматься делом, которому посвятил свою жизнь Евгений Федорович, на надлежащем уровне. А мы им в этом помогаем благодаря нашим партнёрам, оркестрам и оперным театрам.
Наш конкурс – это серьезная селекция, она сегодня особенно необходима, так как на глазах появляется все больше некомпетентности и налет шоу-бизнеса в нашей области. Мы надеемся, что благодаря этому конкурсу о финалистах узнают многие директора оркестров, театров и публика, что в общем-то и является главной задачей конкурса».
I тур конкурса транслируется по радио France Musique, а 2 и 3 туры – на радио France Musique и на интернет-канале medici.tv.
Журналист Сергей Бирюков так высказался о первом дне конкурса:
“…И какая прекрасная мысль – организовать конкурс молодых дирижеров имени Светланова – в Париже! Хотя естественно было бы спросить – а почему не на родине Евгения Федоровича в Москве? Ну, это вопрос не к парижанам, а к москвичам: что же они зевнули такую идею? А пока мы, несколько российских журналистов, вместе с жюри под председательством Александра Ведерникова слушаем конкурсантов в прекрасном Доме французского радио, и играет, естественно, оркестр Французского радио, один из лучших в Европе.
Разнообразие музыки пока невелико – первый день отдан увертюрам Бетховена, которые, впрочем, неисчерпаемы не меньше, чем самая крупная симфония.
А вот ребята очень разнообразные, по большей части талантливые. Но больше всех почему-то запомнилась японка Эрина Яшима с «Эгмонтом». Не только потому что играла последней. И не только из-за внешней необработанности, иной раз казалось, даже малой технической обученности – махала руками направо и налево со страшной силой, как ветряная мельница. А оркестр звучал и шел за ней!
Потому что в каждом ее жесте, в каждом слове, в каждом телодвижении – фанатичная увлеченность музыкой. И верное музыкантское чутье. Не случайно, думаю, жюри ее не оборвало, как некоторых, а дослушало до конца, дав полные 20 минут, положенные регламентом”.
Имена финалистов станут известны 8 сентября 2018. Им будут вручены три премии: первая премия – 20 000 евро, вторая – 10 000 евро и третья – 5 000 евро, а также специальный приз: Филармонический оркестр Радио Франс пригласит одного или нескольких лауреатов конкурса продирижировать оркестром в концертном сезоне 2020-2021.
А пока вся интрига еще впереди – следите за нашими публикациями.
Галина Голубова