Очередное выступление Берлинского филармонического оркестра состоялось под руководством американского дирижера Алана Гилберта, музыкального руководителя Нью-Йоркского филармонического оркестра.
Программа была искусно выстроена по принципу контраста. В концертном зале Берлинской филармонии прозвучали произведения Антонина Дворжака и Магнуса Линдберга.
К сожалению, в программе вечера по причине болезни не смог участвовать норвежский виолончелист Трулс Мёрк. Его заменил Даниэль Мюллер-Шотт в Виолончельном концерте Антонина Дворжака.
Поэзию звуков и гармонию настроений воплотил в своей изумительной игре этот молодой немецкий музыкант. Бархатистое звучание виолончели сплеталось с прелестным аккомпанементом Берлинского филармонического оркестра: упоительные соло флейты Эммануэля Пайю ажурно сплетались с изящными фиоритурами гобоя Альбрехта Майера.
Алан Гилберт с его плавными и неторопливыми жестами творил чудеса на сцене, предоставляя музыкантам коллектива внутреннюю творческую свободу.
Второе отделение концерта продолжила музыка финского композитора-авангардиста Магнуса Линдберга.
Сегодня он живет в Нью-Йорке, часто сотрудничает с оркестром Нью-Йоркской филармонии и маэстро Аланом Гилбертом. Композитор прошел долгий тернистый путь творчества, не миновал искушений авангардом. Вместе с финскими коллегами: Кайей Саариахо, Эса–Пекка Салоненом Линдберг входил в ультрамодернистский кружок «Korvit auki» («Откройте ваши уши»).
Масштабное оркестровое сочинение Магнуса Линдберга «Крафт» впервые прозвучало в 1985 году в Германии и привлекло внимание аудитории нестандартным составом ударных инструментов. Линдберг мастерски использует в своем сочинении причудливые сонорные звучания посредством камней, металлических спиралей, цепочек, бокалов и глиняных горшков. Вся эта хаотическая звуковая масса организована с помощью специальных компьютерных программ, разработанных самим композитором. Произведение «Крафт» ассоциируется с немецкой эстетикой панков.
История создания авангардной композиции Магнуса Линдберга датируется 1984-85 гг. В то время композитор часто работал по ночам недалеко от панк-баров и ночных клубов немецкой столицы. Сам Линдберг частенько оказывался в этой зоне интенсивных турбулентных звучаний.
Металлический шум, пронизывающий оркестровую ткань «Крафта», выполняет примерно ту же функцию, что и осколки индустриального общества в музыке одной из немецких панк-групп. Однако это произведение не имеет ничего общего с рок-музыкой.
Магнус Линдберг:
«Я чувствовал, что люди на самом деле интересуются тем, как звучит сегодняшний день. Особенно такое сочинение как «Крафт», где есть необычные звучания, но, прежде всего, сама организация звука. И если эта музыка входит в контакт с аудиторией, я очень счастлив и горд, ведь организованный звук это и звук нашего общества, и мы – композиторы являемся частью этого социума. Концертный зал Берлинской филармонии – идеальное пространство для моего произведения «Крафт», это особая пространственная организация звуков…»
В числе участников действа: музыканты оркестра, композитор и дирижер. Концерт можно было сравнить с состязанием.
Еще за несколько минут до начала исполнения Алан Гилберт и Магнус Линдберг выходили на сцену в кроссовках и ярких футболках, обсуждали кое-какие детали, после чего музыканты Берлинского филармонического оркестра начали постепенно собираться в группы. Маэстро Гилберт выбежал за пульт, яростно свистнул в свисток, и затем раздались оглушительные удары гигантских там-тамов, расположенных в разных участках зала.
На протяжении всего сочинения спектр интонаций человеческого голоса имитировался с помощью провода и солиста (в роли которого выступил сам композитор) на сцене. Музыка постоянно создавала контрастные секвенции расширяющихся звуковых фаз.
Алан Гилберт внимательно сосредоточился на деталях сложнейшей партитуры Магнуса Линдберга. Отдельные эпизоды сочинения он воспринимал как “событие” и “опыт”, не нарушаемые паузами. Отключиться от этих звуковых иллюзий было практически невозможно. По окончании произведения зал устроил композитору, дирижеру и Берлинскому филармоническому оркестру продолжительные овации.
Виктор Александров, Берлин (Германия)