Мариинский театр представил первую балетную премьеру сезона.
В преддверии Нового года на Новой сцене Мариинского театра состоялась первая балетная премьера сезона – «Симфония в трех движениях» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Раду Поклитару.
Этому спектаклю предшествовала постановка Джорджа Баланчина балета Стравинского «Аполлон», которую сам хореограф считал поворотным пунктом в своей жизни. В своем эссе «Танцевальный элемент в музыке Стравинского» Баланчин писал:
«Изучая “Аполлона”, я впервые понял, что жесты, подобно тонам в музыке и оттенкам в живописи, обнаруживают между собой определенные родственные связи. Как любая общность, они подчиняются своим особым законам. И чем сознательнее артист, тем яснее он понимает и учитывает эти законы. Начиная с “Аполлона”, я развивал мою хореографию в тех рамках, которые диктовались указанными взаимосвязями».
В главных партиях были заняты: Александр Париш (Аполлон), Кристина Шапран (Терпсихора), Надежда Батоева (Полигимния), Диана Смирнова (Каллиопа).
А теперь о премьере киевского хореографа Раду Поклитару, который с Мариинским балетом сотрудничает впервые. Его танцевальная версия «Симфонии в трех движениях» на музыку Игоря Стравинского рассчитана специально на артистов петербургской труппы.
Между тем, хореографическое воплощение партитуры Стравинского впервые было создано в 1972 году Джорджем Баланчиным. Раду Поклитару предложил зрителю собственное видение этой музыки.
Раду Поклитару:
«Этот спектакль – мои размышления о цене, которую человеку приходится платить за право быть индивидуальностью». Отказывая в программности своему произведению, созданному в 1945 году, Стравинский, тем не менее, писал, что «каждый эпизод симфонии связан в его воображении с конкретным впечатлением о войне».
Автором декораций и костюмов нового спектакля стала Анна Матисон, известная, благодаря сценическим работам в Мариинском театре по премьерам прошлого сезона: балеты «Бемби» и «В джунглях» на музыку Андрея Головина и Александра Локшина; опера «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова.
Постановка Раду Поклитару представляет собой эволюцию жизни человека от рождения до самой смерти.
Раду Поклитару:
«Предыстория этого спектакля довольно сложная. Сначала возникло кино: режиссер Анна Матисон решила снять фильм про артиста балета. Герой, которого будет играть Сергей Безруков, после страшной травмы уходит со сцены и, чувствуя приближение смерти, хочет попробовать себя в качестве хореографа. За кадром этот балет на симфонию Игоря Стравинского ставлю я.
Но мне показалось, что обидно создавать спектакль только ради эпизода в кино, и было решено реализовать его на сцене и включить в репертуар Мариинского театра. Если обобщать, то основная идея спектакля — право личности быть непохожей на остальных, право белой вороны на счастье.
Я впервые работаю с труппой Мариинки и нахожусь от нее в полном восторге: даже инертный обычно кордебалет своим трудолюбием вдохновляет. К тому же мне действительно нравится работать в ситуации заказа, когда четко определены рамки и нет расхолаживающей свободы маневра: это очень дисциплинирует».
Главные партии на премьере спектакля исполнили: Надежда Гончар, Светлана Иванова, Дарья Павленко, Ирина Толчильщикова и Юрий Смекалов.
За пультом оркестра Мариинского театра был Валерий Гергиев. Он обеспечил стабильно четкое музыкальное сопровождение балетному спектаклю, добавив немало напряжения и мощи в хронику военных ассоциаций, послуживших основой у Стравинского при создании Симфонии.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.Ru