Киевские гастроли российского виолончелиста Александра Князева завершились концертом в Национальной филармонии, где музыкант исполнил два концерта Дмитрия Шостаковича.
Аккомпанировал господину Князеву Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины под руководством дирижера Наталии Пономарчук.
Открыл вечерболее сложный Второй концерт Шостаковича, а завершил — Первый, с его фантасмагорическим гротескным финалом. В качестве интерлюдии, согласно программе концерта, была использована «Поэма скорби» Евгения Станковича.
Второй концерт Дмитрия Шостаковича несет на себе отпечаток философских размышлений о вечности и смерти. При его создании композитор использовал необычную форму: за мрачным вступлением следуют две части на мотивы городского фольклора (например, популярной в 20-е годы песни «Купите бублики!»).
Первый концерт композитора характеризует переход от хмурого вступления и медитативной второй части к финалу с цитатой из здравицы «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина!» в нарочито кабацком звучании.
В обоих концертах Александр Князев был безупречен в плане техники, но его исполнению недоставало ни гротеска, ни трагизма. Талант музыканта в полной мере раскрылся только в лирических эпизодах. И солист, и дирижер, принадлежащие к поколению современных молодых талантов, не стали искать исторических ассоциаций, довольствуясь чисто музыкальной стороной произведений.
У такого подхода к музыке Дмитрия Шостаковича сегодня немало приверженцев, в основном среди западных музыкантов. Но лишь немногим мастерам, выбравшим такой путь, удалось блестяще воплотить сочинения композитора. Об ансамбле Александра Князева и Наталии Пономарчук, к сожалению, такого сказать нельзя.
Публика с энтузиазмом встретила интерлюдию Евгения Станковича (сам композитор, присутствовавший на концерте, явно был смущен). А после завершения заявленной программы зал овациями заставил Александра Князева трижды выходить и играть на бис. Музыкант исполнил фрагменты из сюит для виолончели Иоганна Себастьяна Баха.
В целом же российский виолончелист должен быть доволен теплым приемом в Киеве. Остается надеятся, что кто-нибудь ему все же шепнул о некритичности и добродушии нашей публики, пока не избалованной гастролями признанных мастеров жанра.