5 декабря 2011 в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского состоялся юбилейный концерт посвященный 80-летию Сергея Леонидовича Доренского, легендарного пианиста.
Обладая бесценным педагогическим даром, он воспитал не одно поколение блестящих русских пианистов, лауреатов международных конкурсов, таких как Николай Луганский, Денис Мацуев, Александр Штаркман, Ольга Керн, Фёдор Амиров, Андрей Писарев.
Лучшие из лучших в этот день поздравили маэстро блестяще сыгранным концертом по произведениям русских и зарубежных композиторов, еще раз продемонстрировав, чем они обязаны Доренскому, и насколько важен талантливый учитель в жизни каждого человека.
Перед концертом Сергея Леонидовича поздравил Министр культуры РФ Александр Авдеев, подчеркнув вклад музыканта в российскую культуру и образование, а также ректор Консерватории Александр Соколов, который продемонстрировал собравшимся первую монографию, посвященную педагогическим приемам Доренского.
Но главным подарком и для слушателей, и для самого маэстро стала игра лучших российских пианистов нашего времени в сопровождении Большого Симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (Дирижёр – Александр Сладковский).
Первое отделение концерта было посвящено музыке Сергея Васильевича Рахманинова – были исполнены первые части первого, второго и третьего Концерта для фортепиано с оркестром.
Открытое настежь окно, улицы, мокрые после дождя, война, кадры из фильма «Летят журавли», такие простые человеческие картины встают перед слушающим произведения Рахманинова, буквально выстраданные им вопреки непониманию и отторжению современников.
Генрих Гейне как-то сказал, что музыка как чудо находится на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей, – дух, который требует выражения во времени, и материя, которая может обходится без пространства.
По этой дороге от мысли к явлению слушатели прошли вместе с выдающимися музыкантами Александром Штаркманом, Екатериной Мечетиной, Николаем Луганским, которые своим мастерством и одухотворенностью исполнения благодарили слушавшего их из зала учителя.
Единственный иностранец, который занял место в плеяде русских композиторов, чьи произведения исполнялись на концерте, стал Ференц Лист. Его Концерт для фортепиано с оркестром сыграл Андрей Писарев. Шостакович в исполнении Дениса Мацуева и Владислава Лаврика, а также концерт № 2 для фортепиано с оркестром Прокофьева, блестяще сыгранный Павлом Нерсесьяном, дополнили вечер русской музыки двадцатого века. Прозвучала также не совсем обычная для советского времени Сюита Александра Цфасмана, основателя первого (1929 год) московского джазового оркестра «АМА-джаз», виртуозно и легко исполненная Вадимом Руденко.
Лирическая часть представления плавно перелилась в капустник, на котором молодое поколение учеников Доренского на разные музыкальные лады поздравило маэстро.
Кто бы ни играл, все цветы и овации в этот вечер были адресованы Сергею Леонидовичу Доренскому, поскольку присутствующие понимали: без великого учителя не может быть гениальных учеников.
Юлия Шампорова, МТРК «Мир»