В Санкт-Петербурге завершилась серия Великопостных концертов в рамках международного фестиваля «Академия православной музыки».
Концертами Московского Синодального хора и Певческой капеллы Санкт-Петербурга на берегах Невы завершился цикл Великопостных концертов, которые в этом году были приурочены к 100-летию со дня рождения великого российского композитора Георгия Васильевича Свиридова.
Московский Синодальный хор под управлением Алексея Пузакова представил на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии музыкально-поэтическую композицию «Путь ко Христу», посвященную святой преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне Романовой.
Программу вечера составили стихиры памяти русской княгини, выполненные по образцу Супрасльской лавры XVI столетия, в том числе многоголосные партесные песнопения по рукописи первой половины XVII века Новгородского Николо-Вяжищского мужского монастыря. Транснотацию и обработку распевов выполнил профессор, доктор искусствоведения Анатолий Конотоп. Основой концертной программы Московского синодального хора послужила картина М. Нестерова «Путь ко Христу».
Известно, что княгиня Елисавета Феодоровна поручила Михаилу Нестерову расписать Покровский храм, основанный ею после кончины супруга Великого князя Сергея Александровича Марфо-Мариинской обители милосердия. Художник воплотил их в форму так называемой сюиты, состоящей из нескольких картин: «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Не прикасайся ко Мне».
Российской премьере музыкально-поэтической композиции предшествовало ее первое исполнение в Дармштадте (Германия), на родине Великой Княгини.
В петербургском концерте Московский Синодальный хор порадовал безупречным вокальным отношением к тексту, стилевым диапазоном и ясностью фразировки.
Участие Певческой капеллы Санкт-Петербурга становится доброй традицией в концертах фестиваля «Академия Православной музыки».
В это раз Владислав Чернушенко, художественный руководитель прославленного старейшего коллектива нашей страны заострил свое внимание на хоровых миниатюрах Г. В. Свиридова и Православных молитвах композитора из Бурятии Виктора Усовича.
Владислав Чернушенко:
«Премьера нового сочинения Виктора Усовича «Молитвы Оптинских старцев» – явление для нас несколько необычное, в первую очередь потому, что впервые, когда я увидел литературный источник, он относительно, даже без музыкального оформления произвел колоссальное впечатление. Каждая из молитв цикла удивительна по своему христианскому осмыслению. Заключительная Молитва ко Господу синтезирует все эти мысли, которые определялись в предыдущих молитвах.
Меня очень заинтересовала эта музыка. Дело в том, что в мелодическом строе этих молитв нет противоречия между смыслом содержания слова и мелодии, которая рождена не умозрительными какими-то представлениями и не холодным разумом, но душой и сердцем автора. И действительно, такое верное соединение сокровенного смысла вот этих замечательных слов Оптинских старцев с музыкальной интонацией позволит нам как можно ближе приблизиться к замыслу композитора.
Музыка Виктора Усовича не предназначена для церковной службы, равно как и «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова. Слушая ее, в сознании каждого из слушателей должен незримо возникать образ Храма – как символ всего святого и живого на Земле.»
Для композитора Виктора Усовича встреча с Владиславом Чернушенко и его хористами стала подлинным откровением. Композитор присутствовал в зале петербургской капеллы на премьере своего сочинения.
Виктор Усович:
«Обращение к православным молитвам возникло у меня не менее чем полвека назад. Ведь каждый русский композитор, так или иначе, заинтересован в том, чтобы сделать собственное прочтение вот этой исторической классики нашего православия. Ну а почувствовать себя вправе обратиться к этому материалу, конечно же, вопрос времени, человеческого опыта и уже собственной решимости, что это пора делать. Вот когда я почувствовал, что имею право обратиться к данному материалу, я взялся за этот проект и осуществил свое желание.
Удивительно то, что мне не пришлось работать долго над этим циклом. И это тот самый случай, когда музыка спускалась буквально с небес, а я только ее услышал и записал. Мне очень повезло с исполнителями, ведь для каждого композитора мечта сотрудничать с такими мастерами хорового искусства, как Владислав Чернушенко и его гениальный хор.
Я очень благодарен этому человеку, который, несмотря на свое величие и музыкантское, и человеческое, отнесся к моему проекту очень внимательно, тщательно работая над каждой из молитв цикла. Он каждую нотку выверил и прочувствовал, и что самое главное, донес до коллектива образную суть моего произведения. Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем оно вошло в репертуар капеллы.»
Хоры на стихи русских поэтов Георгия Свиридова продолжили программу вечера. Любая из миниатюр содержит в себе любовь к Родине и чутком внимании к слову в союзе с гениальной музыкой автора, будь то цикл «Гимны Родине» (на сл. Ф. Сологуба), поэма «Лапотный мужик» (сл. П. Орешина), или «Запевка» на тексты И. Северянина.
Владислав Чернушенко еще раз доказал неповторимой интерпретацией свое глубочайшее уважение к творчеству горячо любимого и почитаемого им Георгия Свиридова.
Владислав Чернушенко:
«Музыка Свиридова – это живая родниковая вода, оттого – в душах, испивших ее, возникают святые храмы. Оттого разделенные житейскими заботами люди вдруг ощущают себя единым соборным народом, оттого в недрах этого народа вновь пробуждается могучий державный дух, крепнет вера, в плоть вливается бодрая сила.»
Виктор Александров (Санкт-Петербург), ClassicalMusicNews.Ru