«Геликон» открывает новый сезон премьерой оперы Вагнера «Запрет на любовь».
Действие разворачивается на фоне декораций заброшенной московской стройки. Театр недвусмысленно напоминает – труппа до сих пор остается без собственного помещения.
Здание на Большой Никитской все ещё закрыто на реставрацию. Как скоро в старинном особняке Шаховских зазвучат оперные арии, выясняли корреспонденты «Новостей культуры».
По утвержденному проекту реконструкции обновленная «Геликон-опера» с ее новой большой сценой должна быть готова к 2013 году. По сути, осталось всего четыре месяца. Не нужно быть отменным строителем, чтобы понять – это просто невозможно.
Геликоновская стройка на Большой Никитской заброшена, света нет. Строители и реставраторы ушли отсюда еще весной, оставив большую яму вместо большой сцены.
«Сейчас идет новый тендер на нового подрядчика. И для того, чтобы расторгнуть договор со старым подрядчиком и сделать договор с новым, надо опять подписать согласование. И вот повторно его не подписывают»,
– рассказывает художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.
За превращение «Геликона» из призрака оперы в действующий театр отвечают сразу несколько столичных департаментов. По мнению Дмитрия Бертмана, в огромной бюрократической машине, закрался саботажник. Где-то застряли документы, никак не оформят тендер на нового подрядчика. А теперь еще и требуют повторных экспертиз.
«В процессе реконструкции выявились новые элементы памятника, это повлекло за собой необходимость делать новые экспертизы, оформлять новые документы. Но на сборе труппы Сергей Александрович Капков пообещал, что всё будет хорошо, что всё и есть хорошо – нужно только подождать»,
– говорит директор театра «Геликон-опера» Виктория Павлова.
Сколько ждать – непонятно… За те шесть лет, что идет реконструкция театральный дом успели поставить на фундамент, закончить черновую отделку стен и потолков. Но к самому масштабному пункту архитектурного плана – возведению нового зала – практически не приступали.
«Обидно то, что даже те работы, которые сделаны они все портятся. Просто грустно на это смотреть, это труд огромного количества людей»,
– сетует Дмитрий Бертман.
Реконструкция здания на Большой Никитской, бывшей усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских, началась в 2007, спустя три года ее остановили из-за протестов «Архнадзора». Защитники старой Москвы выступали против сноса исторических флигелей в театральном дворе. Конец ожесточенным спорам положила столичная мэрия.
«Что произошло после этого? Только одно. Выкопана яма, прошел год, мы видим то, что мы видим. Пусть проектировщики и худрук театра объяснят отчего это происходит»,
– говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
Отчего это происходит автор проекта реконструкции – Андрей Боков – не знает. Но в одном архитектор уверен, многофункциональный зал необходим музыкальному пространству современной Москвы.
По его плану, большая сцена «Геликона» будет построена во дворе театра. Стены в псевдорусском стиле станут внутренним пространством оперы. Крыльцо-теремок превратится в ложу для почетных гостей. На месте котлована будут места для зрителей.
«Весь мир уже покрылся не десятками, сотнями событий подобного рода. Когда в исторических дворах, в исторических кварталах перекрываются какие-то пространства, открытые пространства, они становятся частью обитаемого мира, комфортной его частью»,
– восклицает Аедрей Боков.
А пока в далеком от комфорта зале на Новом Арбате артисты Геликона начинают 23-й театральный сезон. Первой дадут оперу молодого Вагнера. По сюжету, действие разворачивается на острове, где жителям запрещено любить. Эту историю геликоновцы проецируют на себя.
Декорации спектакля в точности воспроизводят заброшенную стройку на Большой Никитской, где артистам пока запрещено играть.
«Новости культуры»