В среду в рамках филармонического абонемента “Педагог и его ученики” выступили киевский пианист Юрий Кот и семеро воспитанников его консерваторского класса. Концерт-отчет, не обещавший ничего особенного, получился практически совершенным, считает Юлия Бентя.
Национальная филармония – во многих отношениях лучший из камерных концертных залов Киева, а поэтому его основной задачей было, есть и, видимо, будет предоставление сцены прославленным гастролерам. При этом немногие украинские музыканты удостаиваются подобной чести.
И чтобы поправить ситуацию, был основан абонемент “Педагог и его ученики”, в рамках которого выступают не только знаменитые артисты, променявшие “высиживание” в консерваторских классах новых поколений музыкантов на жизнь звезды в разъездах, но и совсем молодые солисты, для которых подобные концерты – едва ли не единственная возможность достойно заявить о себе.
Собственно, с пианистом Юрием Котом давно все ясно – уникальный музыкант, генерал, носящий форму рядового. Лауреат Всеукраинского конкурса им. Лысенко, Всесоюзного конкурса пианистов им. Рахманинова в Москве и Международного конкурса пианистов им. Прокофьева в Санкт-Петербурге.
Несколько конкурсных побед Юрий Кот разделил с женой – пианисткой и композитором Ириной Алексийчук – среди них мюнхенский конкурс фортепианных дуэтов ARD и Международный конкурс фортепианных дуэтов в Майами.
Внешне Юрий Кот производит впечатление спокойного и респектабельного офисного работника, однако близкие друзья по-доброму называют его “тихо помешанным”. Один из не слишком известных, но примечательных фактов его биографии – участие в начале 1980-х в неформальном литературном объединении поэтов-абсурдистов “Окунь” (кстати, архив с черновиками стихов был недавно найден и, очевидно, вскоре будет опубликован).
В жизни знания и умения передаются от педагога ученику, но программы концертов “Педагог и его ученики”, как правило, развиваются в обратном направлении – от младших к старшим. В случае с Юрием Котом и Ко. терпеливо ждать финального выхода к роялю мэтра не пришлось: это был один из редких трехчасовых концертов, в котором практически не было слабых звеньев, а за возможность услышать талантливых, виртуозных и свободно чувствующих себя на сцене Марию Вихляеву, Анастасию Лукьяненко и Анну Улаеву, пожалуй, можно было многое отдать.
Открывавший концерт дуэт Марии Вихляевой и Ольги Пономаревой (Концерт до мажор для двух клавиров Баха) был неплох, но как дуэт не состоялся – слишком заметна была разница между безукоризненным левым роялем и неровностями правого. Это подтвердили соло пианисток: Тема с вариациями фа мажор Чайковского была сыграна Вихляевой на грани фантастики, а первая часть Первой сонаты Шумана Ольгой Пономаревой – просто очень хорошо.
Точно так же отлично Николай Юрченко проиллюстрировал Балладу #2 Листа, а Елена Тараненко чуть хуже – “Образы” Дебюсси. Меланхоличный пианист и композитор Евгений Геплюк поверг зал в состояние шока пальцеломным “Исламеем” Балакирева, а с выходом на сцену Анастасии Лукьяненко (“Кампанелла”, “Ave Maria” и Венгерская рапсодия #12 Листа) пошла череда откровений.
Продолжила ее Анна Улаева (Рондо соль мажор, Концертная сюита из балета “Щелкунчик” Чайковского–Плетнева) и сам Юрий Кот, исполнивший семь этюдов Скрябина.
Дарование, которое слышно даже при не очень хорошей выучке,– это всегда интересно. Но в этом параде юных музыкантов, половина из которых просто обязана стать звездами, больше всего подкупало другое – честное отношение к профессии. Они играли уверенно, радостно, драматично и с максимальной отдачей. Правда, на примере Юрия Кота видно, что талант и бескомпромиссная честность в своем деле – не самый короткий путь к славе.