В Светлановском зале Московского международного Дома Музыки с единственным концертом впервые в России выступил аутентичный ансамбль «Cantus Cölln» под руководством своего основателя Конрада Юнгхенеля.
Об этом уникальном и самобытном немецком коллективе слагают легенды.
«Музыканты ансамбля открыли новый звуковой космос, сказав веское слово в споре о том, каким по величине должен быть баховский хор. Ансамблевое искусство особенно впечатляло в полифонических частях, где разветвление голосов было слышно со всей возможной отчетливостью»
– таковы восторженные отклики немецкой прессы об интерпретации «Cantus Cölln» и маэстро Конрада Юнгхенеля Мессы си минор И. С. Баха.
Именно с этим полифоническим шедевром немецкий коллектив гастролировал в январе в ряде городов Испании, после чего прилетел на один день в Москву. В рамках абонемента Дома Музыки «Магия барокко» Конрад Юнгхенель представил на суд слушателей свое индивидуальное прочтение Мессы И. С. Баха.
На сцене небольшой оркестр и всего восемь певцов, но какой полетный звук, безупречность фраз и блестящая артикуляция. Слушая пение и игру музыкантов, душа просто трепетала, а внимание было сосредоточено на работе мысли.
Конрад Юнгхенель поразительно точно ощущает метафизику музыки И. С. Баха. Живые темпы, особая выразительность и насыщенность звучания отличают интерпретации этого Мастера от ряда его предшественников в области аутентики.
Конрад Юнгхенель начинал свою артистическую карьеру как лютнист. В разное время он сотрудничал с еще одним представителем барочного искусства Рене Якобсом, выступал с самыми известными ансамблями, среди которых: «Les Arts Florissants», «La Petite Bande», а также «Musica Antiqua Köln». За исполнение всех произведений И. С. Баха и С. Л. Вайса для лютни соло Конрад Юнгхенель был удостоен ряда престижных международных музыкальных наград в области звукозаписи.
С 1994 года Конрад Юнгхенель преподавал в Высшей школе музыки Кёльна, совмещая при этом свою деятельность с созданным им несколькими годами раньше вокально-инструментальным ансамблем «Cantus Cölln».
В обширном репертуаре коллектива – образцы немецкой и итальянской полифонии барокко и Ренессанса. Среди выдающихся достижений ансамбля – записи и концертные исполнения «Вечерни Пресвятой Богородицы» К. Монтеверди и «Вечерни» И. Розенмюллера; мотеты, ранние кантаты, Высокая месса И. С. Баха. В 2000 году «Cantus Cölln» был удостоен Премии Дитриха Букстехуде в Любеке за выдающиеся заслуги в области духовной музыки.
Музыканты ансамбля во главе с Конрадом Юнгхенелем регулярно выступают на известных фестивалях барочной музыки во многих городах Европы, гастролируют в Северной и Южной Америке, Африке, Австралии и Азии.
Московский концерт ансамбля «Cantus Cölln» стал одним из ярких событий российского музыкального сезона в безупречном обращении к музыке И. С. Баха. Пожалуй, таких же похвал может удостоиться японская скрипачка Мидори, представившая в Санкт-Петербурге осенью прошлого года на сцене Концертного зала Мариинского театра все сонаты и партиты для скрипки соло немецкого композитора.
Конрад Юнгхенель буквально с первых минут установил контакт с залом. Публика внимала чудесным звукам, доносящимся со сцены. Очерченные фразы хоровых эпизодов смыкались с сольными вокальными номерами, дополняемыми искусным, мастерски точным аккомпанементом оркестра.
Месса И. С. Баха по праву обрела свое новое рождение! Отрадно было услышать это не так часто звучащее в российской столице произведение в столь редкостной и аккуратной исполнительской манере, характерной для немецкой музыкальной традиции, достойно сохранившейся и в наши дни.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru