В мюнхенской резиденции на сцене Геркулес холла выступил симфонический оркестр Баварского радио под управлением своего главного дирижера, всемирно известного маэстро Мариса Янсонса. Программа концерта была сконцентрирована вокруг сочинений Джона Адамса и Рихарда Штрауса.
Как известно, 150-летие со дня рождения немецкого композитора будет широко отмечаться по всей Германии в июне этого года. Но уже сейчас афиши концертов многих музыкальных коллективов страны пестрят сочинениями Штрауса. Марис Янсонс выбрал для программы с баварским оркестром две симфонические поэмы: «Смерть и просветление» и «Дон Жуан».
Еще Ромен Роллан отмечал, что «Смерть и просветление» является одним из наиболее потрясающих созданий Рихарда Штрауса, вершиной определенной эпохи его жизни». Инфернальное звучание оркестра Баварского радио пленило слух с первых тактов партитуры. Широко разветвленная тема просветления, произрастающая из звучащих недр оркестровой массы, постепенно преображалась в гимн жизни, света и любви.
Полная вакхического огня и сладострастия музыка «Дон Жуана» каждый раз вызывает у слушателей восторг и переживание. Вот и нынешняя интерпретация произведения оказалась очень живой и яркой.
Марис Янсонс был предельно внимателен к деталям и штрихам каждой из симфонических поэм Штрауса. Оркестр Баварского радио чутко повиновался указаниям дирижера и демонстрировал высочайший уровень игры.
Ярким событием вечера стало исполнение еще одного масштабного оркестрового полотна американского композитора-минималиста Джона Адамса – «Слуховая коробка Николаса Слонимского» (соч.1996 г.). Это своего рода музыкальное приношение американскому музыковеду, лексикографу и композитору Николасу Слонимскому, создателю энциклопедии гамм и мелодических моделей. Партитуре Адамса свойственны спектральные звучания: причудливые тембры, изысканный мелодический рисунок.
Известно, что в мае этого года Марис Янсонс готов представить данную программу с оркестром Баварского радио на сцене нью-йоркского Карнеги холла. Правда, там добавится еще и Фантастическая симфония Гектора Берлиоза. Запись этого сочинения была недавно выпущена на лейбле BR.
Виктор Александров, Мюнхен (Германия), ClassicalMusicNews.ru