На сцене Кельнской филармонии состоялось единственное выступление Национального оркестра Польского радио (Катовице) под управлением Александра Либрайха.
Это один из известнейших оркестров Восточной Европы, который представляет Польшу на международной мировой арене.
Коллектив был основан в 1935 году Гжегожем Фительбергом в Варшаве и существовал до начала Второй мировой войны. В 1945 году оркестр был воссоздан в Катовице маэстро Витольдом Ровицким.
В разное время Национальный оркестр Польского радио возглавляли такие дирижеры как: Ян Кренц, Казимеж Корд, Энтони Вит, Габриэль Хмура.
С этим коллективом сотрудничали выдающиеся польские композиторы второй половины ХХ века: Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий, Хенрик Гурецкий и часто доверяли оркестру премьеры своих сочинений.
В обширной дискографии Национального оркестра Польского радио свыше 185 релизов на лучших музыкальных лейблах (Decca, EMI, Phillips и др.), в том числе и архивных записей, осуществленных для Польского радио.
Среди дирижеров и солистов, выступавших с оркестром в Польше и за ее пределами: Марта Аргерих, Леонард Бернстайн, Пласидо Доминго, Николай Гедда, Барбара Хендрикс, Кирилл Кондрашин, Маргарит Лонг, Миша Майский, Курт Мазур, Мауриццио Поллини, Мстислав Ростропович, Артур Рубинштейн и многие другие.
Осенью 2007 года оркестр под управлением Казимежа Корда выступил с двумя концертами в Санкт-Петербурге. Нынешнее осеннее турне польских музыкантов проходит под руководством немецкого дирижера Александра Либрайха (музыкального руководителя Мюнхенского камерного оркестра).
В Кельн оркестр прибыл из Праги, где пару дней назад выступил на фестивале Антонина Дворжака.
Концерт в Кельнской филармонии открыла «визитная карточка» коллектива – Траурная музыка для струнных Витольда Лютославского. Произведение, посвященное памяти Белы Бартока, поражает своим глубоким размахом и трагической обреченностью, что особенно ощущалось в игре оркестра, благодаря его плотной фактуре звучания.
Почетным гостем вечера стал знаменитый польский пианист Кристиан Цимерман. Его интерпретацию Первого концерта для фортепиано с оркестром И. Брамса можно было сравнить с живописью звуков. Цимерман творил за роялем немыслимые чудеса. Каждая нота романтического концерта была подобна ограненному бриллианту.
Поэтичный тончайший звук, мягкое благородное туше пианиста, его филигранная техника игры удачно сочетались с аккомпанементом польского оркестра.
Программу вечера завершила Первая симфония И. Брамса, произведение полное силы духа и героики. В игре Национального оркестра Польского радио это было особенно заметно, благодаря импульсивным жестам Александра Либрайха, уделившего немало внимания драматургии сочинения.
Виктор Александров, Кёльн (Германия), ClassicalMusicNews.ru