В Московском международном Доме музыки давало накануне концерт израильское трио, созданное много лет назад контрабасистом Авишаем Коэном. У руководителя коллектива мировая слава и всё, что необходимо настоящему джазмену – врождённая харизма, сильные эмоции и особенный талант к импровизации. А ещё умение в каждой композиции добиваться космополитичности и аутентичности одновременно. В российской столице его знают и как участника фестиваля «Усадьба-джаз». Рассказывают «Новости культуры».
Он начал учиться музыке, когда ему было 10. Он просто играл то, что ему нравилось – произведения совершенно разных музыкальных стилей. Но впоследствии, как признается Авишай, именно эта свобода выбора позволила ему прийти к джазу. Он начал сочинять и исполнять невероятную музыку.
Авишай Коэн – настоящий виртуоз игры на контрабасе. Благодаря тому, что он играет на нем не только пальцами, но еще и ладонями, локтями, а кто-то говорит, что даже и коленями, складывается ощущение, что перед тобой не просто один инструмент, а целый оркестр струнных.
Коэн говорит, что подсмотрел, как стучать по контрабасу ребром руки у одного джазмена в Нью-Йорке. Впоследствии добавил своей виртуозности, и получилась уникальная техника исполнения. Джаз на израильские мотивы – это волнующе. В нем соседствуют ближневосточные мелодии, североафриканские ритмы и минимализм. Русские поклонники слышат даже русские нотки.
«Израиль – это половина России, – говорит Авишай Коэн. – Я думаю, без России он не существовал бы. В нашей стране, в наших людях – русский дух, русская культура. Я впитал ее еще с детства. Помню, еще в школе мы перевели какие-то песни красноармейцев на иврит. И потом их постоянно напевали.
На вопрос, как у него получается создавать такую музыку, он отвечает, что просто играет то, что чувствует, свои переживания. Например, произведение «Балет из Арнбора» он написал два года назад, когда испытал сильный стресс.
«Как будто существует такой поток энергии, который потом выливается в мою музыку, – рассказывает Авишай Коэн. – У меня такое ощущение, что он открывается именно тогда, когда я переживаю какие-то впечатления».
Его исполнение – это постоянная импровизация. Как именно будет исполняться то или иное произведение – участники трио решают на сцене. Партии пианиста Нитая Гершковца Коэн уделяет особое внимание.
«Действительно, для Авишая партия фортепиано – очень важна. – говорит пианист. – Он пишет музыку на фортепиано, а я в это время сижу, записываю то, что он играет. Затем я могу что-то добавить, переделать».
На сцене Коэн танцует, улыбается, гримасничает. Это уже не концерт, а целый театр. Правда, не одного, а трёх актёров. А, значит, энергетики втрое больше.