
Интереснейший концерт состоялся в Бетховенском зале Большого театра – 28 июня 2018 года в нем царила валторна, поскольку концерт солистов оркестра Большого театра был посвящен 80-летию со дня рождения солиста оркестра Большого театра России валторниста Игоря Лифановского (1938 – 2002).
Валторна – это самый красивый по звуку, но одновременно самый трудный инструмент медной группы симфонического оркестра. Она может быть украшением одного оркестра, или проклятием другого.
В России, да и в мире вообще, хороших валторнистов мало и в их числе был солист оркестра Большого театра России Игорь Лифановский.
https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/igor-lifanovsky-80/
Игорь Лифановский родился 22 июня 1938 года в Барнауле. В 1953 году окончил Киевскую школу военно-музыкальных воспитанников Советской Армии и по 1956 год служил в оркестре штаба Киевского военного округа.
В 1962 году окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, и спустя два года – аспирантуру у профессора Павла Константиновича Орехова, который в свою очередь, был учеником легендарного валторниста Михаила Буяновского.
В 1963 году Игорь Лифановский становится лауреатом Всесоюзного конкурса, а в 1966 году, в составе Духового квинтета Кировского театра, – лауреатом международного конкурса ARD в Мюнхене.
С 1958 по 1968 он работал в оркестре Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (с 1962 –солист). Сезон 1969/1970 Игорь Лифановский работал в Заслуженном коллективе республики симфоническом оркестре Ленинградской филармонии п/у Евгения Мравинского.
В 1971 Игорь Лифановский переехал в Москву и стал солистом Большого театра. С 1977 по 1982 г. был солистом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и центрального телевидения. В 1982 году Лифановский вернулся в Большой театр.
Игорь Лифановский был не только прекрасным оркестровым музыкантом, но и великолепным камерным исполнителем. Им был создан Квартет валторн Большого театра (1982–1990), Игорь Лифановский сделал замечательные записи Квинтета ми-бемоль мажор для валторны и струнных Вольфганга Амадея Моцарта, сонаты для валторны и фортепиано Пауля Хиндемита и других произведений.
Записи Игоря Лифановского можно послушать на его мемориальном сайте.
Огромное место в жизни Игоря Лифановского занимала преподавательская деятельность. Он в 1966-1971 преподавал в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории, в 1983-1986 и в 1998-2002 гг – в Средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных, в 1986-2002 – в Московской консерватории и Центральной музыкальной школе.

Концерт в Бетховенском зале начался с трансляции записи финала квинтета Моцарта для валторны, скрипки двух альтов и виолончели ми-бемоль мажор (исполнители: Игорь Лифановский (валторна), Григорий Красько (скрипка), Лев Каплан (альт), Владимир Яровой (альт), Дмитрий Миллер (виолончель), запись 1987 года).
Вступительное слово сказал профессор РАМ им. Гнесиных фаготист Сергей Владимирович Красавин.
Первое отделение было целиком отдано валторне. Известно, что валторна была одним из любимейших инструментов Рихарда Штрауса, отец которого играл на этом инструменте в оркестре и он написал несколько сочинений для неё, в том числе Концерт для валторны с оркестром ми-бемоль мажор, ор. 11.
Он прозвучал в начале концерта в переложении для четырёх валторн и фортепиано Фердинанда Эккерта.
Исполнили его солисты оркестра Большого театра Артём Мартыненко, Алексей Рынзин, Николай Шкляр, Василий Носаков (валторны). Партию фортепиано исполнила Елена Кузнецова.
Исполнение этой пьесы показало, как нелегко добиться полной чистоты строя у квартета валторн даже солистам одного из лучших оркестров России.
Очень хорошо прозвучала вторая часть Концерта для валторны с оркестром си-бемоль мажор, ор. 91 (Andante) Рейнгольда Глиэра (переложение для валторны с фортепиано) в исполнении Виктора Шефера (валторна) и Елены Казиной (фортепиано).
Изящно были сыграны вторая и третья части (Adagio, Rondo Allegretto) концерта для двух валторн с оркестром ми-бемоль мажор Антонио Розетти (иногда приписываются Йозефу Гайдну) в исполнении Алексея Корнильева (флюггельгорн), Алексея Раева (валторна) и Елены Кузнецовой (фортепиано).
С виртуозным блеском был исполнен довольно воинственный Квартет для четырёх валторн Фридриха Гомилиуса в исполнении Артура Арзуманова, Николая Шкляра, Александра Андрусика и Алексея Канарева, особенно третья часть Presto.
Самым интересным для меня было исполнение прелюдии и фуги ля минор BWV 835 И. С. Баха в переложении для октета валторн Лоуэлла Шоу.
Её исполнил октет валторн в составе: Алексей Раев, Артур Арзуманов, Виктор Шефер, Артём Мартыненко, Алексей Рынзин, Николай Шкляр Александр Андрусик, Алексей Канарев. Особо интересно было следить как в фуге вступает каждый голос.
Во втором отделении выступили музыканты-инструменталисты других профессий, принесшие свой дар памяти Игоря Лифановского. Пианист Яков Кацнельсон прекрасно исполнил переложенный для фортепиано вальс из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир».
Замечательный романс для гобоя и фортепиано Роберта Шумана в переложении для трубы и фортепиано исполнили Андрей Иков (труба) и Мария Черная (фортепиано).
Великолепно исполнили первую часть Сонаты № 1 (Allegro non troppo) для виолончели и фортепиано сын Игоря Лифановского – Борис, тоже солист оркестра Большого театра, и пианистка Вера Часовенная.
Концерт завершил Духовой квинтет Большого театра в составе: Николай Попов (флейта), Сергей Лысенко (гобой), Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот), Алексей Раев (валторна), исполнивший вариации «Мемуары Рудольфа» Николая Попова по мотивам оперы Джакомо Пуччини «Богема» и Фантазию Сергея Лысенко на темы из оперы Петра Чайковского “Пиковая дама”.
Несмотря на весьма специфическую программу вечера, Бетховенский зал Большого театра был полон и тепло принимал искусство коллег Игоря Лифановского.
Владимир Ойвин