В немецкой столице музыкальное лето продолжилось концертами ведущих оркестров города. На сцене Берлинской филармонии выступил выдающийся дирижер современности Густаво Дудамель, возглавляющий Венесуэльский оркестр им. Симона Боливара, и Лос-Анджелесский филармонический оркестр.
С Берлинским филармоническим оркестром у него состоялась серия июньских выступлений, включая знаменитый летний променад Вальдбюне.
Третью симфонию Густава Малера должен был дирижировать Марис Янсонс. Но, ввиду болезни маэстро, пришлось искать срочную замену, и выбор неожиданно пал на Густава Дудамеля.
Третьей симфонии Малера предшествовала пьеса для трех английских рожков и арфы «Любовная песнь Дины и Ника» современного композитора из Великобритании Харрисона Бёртуистла.
Рассредоточенные в разных уголках зала солисты Берлинского филармонического оркестра: Альбрехт Майер, Кристоф Хартман и Доминик Воленвебер играли в ансамбле с арфисткой Марией Ланглэмит.
Сочинение поражает чередой контрастных эффектов на фоне медитативного аккомпанемента.
Густав Малер возводил грандиозные храмы симфоний и опер в присутствии тысяч зрителей-слушателей.
«Моя третья симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос…»,
– замечал композитор. И действительно, пантеистическая концепция Третьей симфонии до сих пор продолжает волновать сознание слушателей. Каждый раз, когда снова слушаешь это произведение, испытываешь непреодолимый восторг и бурю эмоций.
В исполнении масштабной фрески наряду с Берлинским филармоническим оркестром участвовали: женская группа хора Берлинского радио, хор мальчиков Домского собора Берлина, а также контральто Герхильда Ромбергер.
Хотелось бы отметить старательную и выразительную игру Берлинского филармонического оркестра, чарующие соло почтового рожка (Габор Таркови).
**********************
Еще одним примечательным событием музыкальной жизни немецкой столицы стало выступление Оркестра Концертхауса (Берлин) под управлением главного дирижера Ивана Фишера. Программа вечера была посвящена музыке австро-немецких романтиков.
В Скрипичном концерте Феликса Мендельсона блестяще солировал датский скрипач и дирижер Николай Цнайдер. Изысканные переливы скрипичных трелей и невесомые пассажи дополнялись искусным аккомпанементом оркестра.
Иван Фишер не обошел вниманием знаменательную дату музыкальной истории Германии нынешнего лета – 150-летие со дня рождения Рихарда Штрауса. В концертном исполнении прозвучали фрагменты из одноактной оперы «Ариадна на Наксосе», созданной композитором под влиянием греческой античной мифологии. Музыка сочинения поражает своей камерностью и солнечным настроением. С эстетической точки зрения оперный материал «Ариадны» – мелодичный и вдохновенный у Штрауса, и даже по собственному признанию композитора самый «современный».
Декоративное звучание оркестра поражало своей прозрачной легкостью и широтой музыкальных фраз. Иван Фишер чутко прислушивался к деталям штраусовской партитуры, устанавливая при этом потрясающий контакт с замечательными вокалистами, участниками концертного исполнения фрагментов оперы: Евой-Марией Вестбрук (сопрано, Ариадна), Робертом Дином Смитом (тенор, Вакх) и тремя чудесными красавицами, исполнительницами партий Наяды, Дриады и Эхо: Элеонорой Маргверре, Рузан Манташян и Стайн Мари Фишер.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.ru