Московский Пасхальный фестиваль, посвященный в этом году 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, закрылся вчера, в День Победы, по традиции двумя концертами Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева: общедоступным дневным выступлением на Поклонной горе и вечерним – в Московском международном доме музыки.
Невзирая на мировую экономическую нестабильность, весенний пасхальный форум и в этом году сохранил свои масштабы: он длился более месяца, охватив всю страну – от Мурманска до Хабаровска, – предложив слушателям оперы премьеры, выступления зарубежных мастеров и тем самым вновь утвердившись как кульминация столичного и, может быть, даже российского концертного сезона.
Тематический акцент нынешнего фестиваля – посвящение 65-летию Победы – отразился и на репертуаре, и на гастрольном графике Симфонического оркестра Мариинки.
Выбрав для завершения форума Седьмую “Ленинградскую” симфонию Дмитрия Шостаковича – современника и очевидца войны, – маэстро Гергиев предложил слушателям и менее известные произведения композитора: Первую, Третью, Четвертую, Шестую и Девятую симфонии.
Гастрольный график оркестра обозначил города, судьба которых неразрывно связана с военными событиями и с историей самой России. Впервые Пасхальный фестиваль пришел в Воронеж и в Волгоград, Кисловодск, вновь мариинцы выступили в Краснодаре и Владикавказе. Концерт в Ярославле был посвящен 1000-летию города и 790-летию Александра Невского.
Среди самых ярких моментов форума – концерты таких мастеров, как мэтр исторического исполнительства гамбист Жорди Савалль со своим ансамблем Le Concert des Nations, исключительно богатый по акустике хор шведского радио. Впервые в России выступил бразильский пианист Нельсон Фрейре, поразивший удивительно трепетным отношением к звуку и тонкостью нюансировки.
В рамках форума по традиции были представлены оперная и балетная программы: в Москве состоялось концертное исполнение масштабной дилогии “Троянцы” Гектора Берлиоза и оперы “Дон Кихот” Жюля Массне (в рамках Года Франции в России), а в Петербурге прошли две сценические премьеры – опера “Мистерия апостола Павла” Николая Каретникова (режиссер Алексей Степанюк) с яркой работой мариинского солиста Андрея Попова в партии Нерона и балет “Анна Каренина” Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского при участии Дианы Вишневой и Ульяны Лопаткиной.
Огромный блок Пасхального фестиваля составляет хоровая программа. 22 лучших коллектива из нашей страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья выступили в 17 российских городах.
Впервые программа прошла за рубежом – хор Мариинского театра дал концерты в Вильнюсе. В первый раз в этом году Пасхальный фестиваль включил выступление в католическом храме – Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
Кульминацией хоровой программы стал гала-концерт в Концертном зале им. П. И. Чайковского, где приняли участие шесть ярких коллективов из России, Белоруссии, Сербии, Армении, Греции, а также Государственный молодежный оркестр Армении под управлением молодого дирижера Сергея Смбатяна.
Подобного по масштабу фестивального хорового проекта в нашей стране нет, особенно если учитывать, что большая часть концертов дается бесплатно.
Мария Зуева, “Российская газета”