Оркестр Дрезденской Штаатс капеллы под руководством прославленного немецкого маэстро Кристиана Тилемана проводит нынешний концертный сезон под знаком Рихарда Штрауса.
На сцене Дрезденской Земперопер исполняются оперные и симфонические произведения немецкого классика. Молодой израильтянин Омер Майр Вельбер продирижировал в концертном исполнении «Ариадну на Наксосе» и «Гунтрам» – нечасто звучащие сегодня оперы Рихарда Штрауса.
И все же серия юбилейных концертов предстоит еще в июне, когда по всей Германии будут широко отмечаться торжества в честь композитора. А пока Кристиан Тилеман и возглавляемый им коллектив потчуют музыкой немецкого классика взыскательную зальцбургскую публику.
Весенний Пасхальный фестиваль в Зальцбурге открылся в эти дни концертным исполнением «Арабеллы» Рихарда Штрауса. В заглавной роли – американское сопрано Рене Флеминг.
Среди других именитых гостей австрийского форума блистательное созвездие певцов: Анья Хартерос, Габриэла Беначкова, Криста Майер, Томас Хэмпсон, Георг Цеппенфилд, Стив Давислим; а также солисты – Мауриццио Поллини (фортепиано) и Готье Капюсон (виолончель). Все они выступят в сопровождении оркестра Дрезденской Штаатс капеллы под управлением Кристиана Тилемана и Кристофа Эшенбаха.
Ну, а на домашней сцене оркестра – дрезденской Земперопер еще в начале марта маэстро Тилеман представил симфоническую программу, составленную из произведений Ф. Листа, Л. Бетховена и Р. Штрауса.
Сенсацией вечера стало участие румынского пианиста, гуру мирового фортепианного искусства Раду Лупу. Одно только имя этого музыканта способно собрать полный зал. Так и случилось на том незабываемом дрезденском концерте, когда в театре случился аншлаг!
Раду Лупу божественно играл Четвертый концерт для фортепиано с оркестром Л. Бетховена. Пианист творил немыслимые чудеса. Его мягкое туше в сочетании с филигранной техникой, подлинный аристократизм игры, нивелирование фраз с микроскопической точностью позволяют говорить о невероятном колоссальном масштабе личности артиста.
Как Лупу умеет внимательно слушать оркестр и тонко при этом созерцать музыку! Его творческий союз с Кристианом Тилеманом в очередной раз увенчался успехом. Оба великих музыканта открыли слушателям новые краски в музыкальном материале Четвертого фортепианного концерта Бетховена.
Также хотелось бы отметить изысканную рафинированную манеру игры Дрезденского оркестра в симфонической поэме Ф. Листа «Орфей», открывшей первое отделение концерта. Тилеман со свойственной ему педантичностью и усердием добился от оркестра прилежного звучания и художественной ясности.
То же самое относится и к одной из вершин оркестрового наследия Рихарда Штрауса – симфонической поэме «Жизнь героя». В этом своеобразном автобиографическом памфлете, в котором задействован гигантский состав оркестра, композитор как бы очерчивает пройденные этапы своей жизни.
Для Кристиана Тилемана «Жизнь героя» Штрауса, бесспорно выигрышное произведение. Здесь он чувствует себя как рыба в воде.
Каждый раз, дирижируя поэму с разными оркестрами мира, немецкий дирижер наслаждается богатством гармоний и изобретательной оркестровкой Р. Штрауса. «Жизнь героя» в интерпретации Кристиана Тилемана оказалась очень цельно выстроенной по форме и образному содержанию.
Удивительное сочетание разных составов групп оркестра Дрезденской Штаатс капеллы, выразительная игра солистов, в том числе концертмейстера – скрипача Роланда Штраумера (которому были поручены несколько ответственных сложных соло) повергла в восторг слушателей.
Оркестр уже официально объявил свои планы на следующий сезон. Москвичам и гостям столицы можно надеяться на зимний приезд саксонского коллектива в 2015 году под руководством Кристиана Тилемана, которого очень впечатлила гостеприимная Москва, прежде всего филармоническая сцена зала им. Чайковского после триумфальных гастролей с Венскими филармониками.
«С Бетховеном наедине» – Венский филармонический оркестр в Москве
Виктор Александров, Дрезден (Германия), ClassicalMusicNews.ru