На сцене «Новой оперы» прошла церемония награждения и концерт лауреатов российской оперной премии «Casta Diva».
Награда вокалистам учреждена в 1996 году как специальная премия критики. Душа премии и автор идеи – оперный критик и музыковед Михаил Мугинштейн. Он же – председатель профессионального жюри.
Михаил Мугинштейн: «Не верьте тем, кто говорит, что опера непопулярна»
Присуждается премия за важные достижения в опере по итогам календарного года (нынешние награды вручались за 2018 год).
Традиционно Casta Diva вручается в начале осени, в преддверии дня рождения оперы как жанра. Ведь 6 октября 1600 года во Флоренции силами знаменитой Камераты была представлена первая сохранившаяся в истории опера – «Эвридика» Пери/Ринуччини.
Премия имеет несколько номинаций (некоторые добавились недавно) и знак – бронзовую статуэтку работы скульптора Пааты Мерабишвили. А объяснять, почему Casta Diva названа по начальным словам арии Нормы из одноименной оперы, на концерте не было нужды. Тем более после того, как перед началом церемонии показали старую черно-белую хронику: Мария Каллас поет Беллини.
Оркестр «Новой оперы» во главе с дирижером Андреем Лебедевым хорошо отработал очень разную музыку и всецело помогал вокалистам.
Театр, предоставивший премии сцену, представила молодая певица Гаяне Бабаджанян, с арией Никлауса из оффенбаховских «Сказок Гофмана». Она поддержала концепцию: концерт, по словам Мугинштейна, был задуман как постройка из трех блоков – итальянская, немецкая и французская щколы.
К сожалению, не все лауреаты-2018 смогли приехать в Москву: «лучшая зарубежная певица года» Асмик Григорян занята работой в Европе, как и «певец года» Игорь Головатенко (он награжден за Елецкого в «Пиковой даме» Большого театра и за графа Ди Луна а «Трубадуре» Баварской оперы).
Асмик Григорян: «Я сразу сказала спасибо за то, что у меня в руках не будет резиновой головы»
Но до Москвы наконец-то добрались некоторые победители прошлых лет. И еще раз показали, что эта премия, чутко фиксирующая успехи и отмечающая прорывы, стала органичной частью мирового оперного процесса.
«Событием года» жюри назвало спектакль «Жанна на костре»: это драматическая оратория «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, поставленная в Перми (копродукция с Лионской национальной оперой, театром Ла Монне/Де Мюнт и Театром Базеля).
Режиссер Ромео Кастеллуччи и дирижер Теодор Курентзис с момента премьеры ходили в триумфаторах. Придуманная Кастеллуччи история тихого школьного уборщика, вообразившего себя мистической героиней-спасительницей, названа режиссером операцией
«по избавлению Жанны д’Арк, которая стала практически литературным персонажем, от наросших слоев интерпретаций, чтобы показать человека во всей наготе».
Конечно, в успехе сыграло роль качество оркестра MusicAeterna. Показать на концерте фрагменты постановки не было, увы, возможности, но пермский театр – в иных партиях – достойно представили его солисты Зарина Абаева и Константин Сучков.
«Спектакль года» – «Путешествие в Реймс» Россини в Большом театре, копродукция Нидерландской национальной оперы, Королевской Датской оперы и Оперы Австралии. Режиссер Дамиано Микьелетто поместил историю вокруг коронации французского короля Карла Десятого в рамки современного музея, где всё перемешано в круговороте хронологий и эпох. И, как я писала после премьеры, сделал образец того, как в двадцать первом веке можно, со вкусом и бесстрашием, осмыслить комическую оперу позапрошлого века.
В момент получения награды мы услышали хорошую новость: в недалеком будущем Микьелетто поставит в ГАБТе оригинальный спектакль.
«Европейское событие» по версии российской премии – постановка на Зальцбургском фестивале: снова Кастеллуччи, на этот раз «Саломея». Где, по словам Мугинштейна,
«счастливо слились вдохновенное музицирование дирижера Вельзер-Мёста (с драгоценными деталями венских филармоников), глубокий замысел Кастеллуччи и уникальная Саломея Асмик Григорян».
«Певицей года» названа Елена Панкратова, покорившая своей Кундри в «Парсифале» на Байройтском фестивале и женой Барака в «Женщине без тени» на сцене Staatsoper Берлина. На концерте одна из лучших вагнеровских певиц мира выступила не только в Вагнере, хотя ее Зиглинда в отрывке из «Валькирии» поразила космическим тембром и особой, специфически вагнеровской, судьбоносной экзальтированностью.
Панкратова изумительно спела, в частности, почти 10-минутный монолог штраусовской Электры: это драматическое сопрано словно специально создано для фанатической одержимости одной идеей и ужасающе полного одиночества.
Андреас Шагер, лауреат в номинации «Лучший зарубежный певец» (Тристан в Берлине и Париже, плюс Парсифаль в Байройте) получил и специальный приз президента фонда Casta Diva и председателя жюри. Громко поющий вагнерианец склонен исполнять многое, и Моцарта, и Пуччини, и оперетту, с которой он когда-то начинал. Все подается броско, выпукло, с уверенным концертным ражем. Аплодисменты этого героического тенора не минуют.
Контраст этому – ювелирно выверенное пение Богдана Волкова (номинация «Взлет»). В романсе Неморино, шлягере, который совсем запет, Волков как будто открыл новые грани: так деликатно и так музыкально он прозвучал.
Певец отмечен ныне премией за Ленского в Новой опере и Берендея в Большом театре, но в зале вспоминали еще и недавние серьезные работы: Гвидона в брюссельском спектакле Дмитрия Чернякова и Тома Рейкуэлла в «Похождениях повесы» Сайсон Макбёрни ( Московский музыкальный театр).
Такая творческая разносторонность по плечу Волкову, делающему стремительную международную карьеру. А когда на бис была чудно исполнена ария из малоизвестной оперы Гольмарка «Царица Савская», с тончайшей филировкой звука, прозрачными тихими верхами и мечтательной ласковостью, зал оценил это овацией.
Для меня гвоздем программы стал и солист Мариинского театра Владислав Сулимский, лауреат 2017 года, обладатель мощного и совершенно «актерского» голоса: сам тембр и мастерское им владение создают образы сильных злодеев и суровых праведников.
Амонасро из «Аиды», Жерар из «Андре Шенье», Яго из «Отелло» – не знаешь, что лучше. Дуэт с Аидой певец спел с коллегой по театру, «вердиевским сопрано» (по выражению Мугинштейна) Татьяной Сержан, которая тоже лауреат, но за 2016 год. Она же красиво подала выходную арию героини оперы «Адриенна Лекуврер».
Михаил Мугинштейн твердо намерен продолжать традицию, которой уже больше двадцати лет. Аналога этой премии в стране нет. И совершенно очевидно, что следующая Casta Diva так же любовно отберет лауреатов, открывая новые возможности для любви к «странному великолепию». Так об искусстве оперы говорил Вольтер.
Майя Крылова