Книга Соломона Волкова рассказывает о драматичной судьбе главного театра страны.
В издательстве АСТ (Редакция Елены Шубиной) вышла книга Соломона Волкова «Большой театр. Культура и политика. Новая история».
Один из самых известных музыковедов современности решил взглянуть на главный театр страны под непривычным углом: центральные герои повествования — не певцы и дирижеры, а руководители государства — Николай I, Ленин и Сталин.
Соломон Волков известен в первую очередь как автор книг-интервью с выдающимися деятелями культуры. Его «Свидетельство. Диалоги с Дмитрием Шостаковичем» произвело сенсацию на Западе.
Предельно откровенные воспоминания гения позволили увидеть эту личность совершенно иначе, нежели представляло официальное советское музыкознание, обнажили конфликты — внутренние и внешние, — из которых и выросло творчество Шостаковича.
До сих пор не все исследователи признают аутентичность прямой речи Дмитрия Дмитриевича в «Свидетельстве». Впрочем, следующие труды Волкова — беседы с Джорджем Баланчиным и Иосифом Бродским — ни у кого сомнения не вызвали и привлекли широкое внимание не только из-за громких имен героев, но и благодаря подходу автора. Его стремление к предельно откровенной беседе и акцент на политической подоплеке культурных событий стали фирменными чертами стиля.
Книга про Большой театр на первый взгляд выбивается из этого ряда и продолжает другую линию творчества Волкова — исторические работы, посвященные русской культуре.
Прямой речи здесь мало, да и сам жанр больше располагает к стандартному сдержанному повествованию, нежели к «тайнам, интригам, расследованиям». Но Волков не был бы собой, если бы не постарался вывести на первый план ту тему, которая его интересовала еще со времен «Свидетельства»: драматичные взаимоотношения культуры и власти.
Автор последовательно, со множеством примеров показывает, как правители страны использовали Большой театр в качестве политического инструмента.
Например, к визиту Риббентропа в 1939 году по личному указанию вождя на главной сцене страны поставили «Валькирию» Вагнера, причем, режиссером Сталин захотел видеть Эйзенштейна. А опера «Иван Сусанин» Глинки, возвращенная в репертуар незадолго до войны, стала способом поднятия патриотического духа во время Великой Отечественной.
Описывая эти и другие эпизоды (в том числе малоизвестные), Волков рассуждает и о личности Сталина, предлагая отказаться от прямолинейных трактовок и штампов. Автор убеждает нас: диктатор был вовсе не грубым и далеким от культуры человеком, а в какой-то степени даже знатоком, разбиравшимся в классике, понимавшим реальную силу и важность оперы и балета. По Волкову, он чуть ли не в ручном режиме руководил Большим, лично определяя кадровую политику, репертуарный план и т.п.
Но еще интереснее другое утверждение: именно Сталин оказался главным защитником Большого в начале 1920-х годов, умело блокируя настойчивые попытки Ленина закрыть «оплот буржуазного, мещанского искусства».
Хотя сам Ильич иногда посещал театр. В книге описывается, как Ленин приходил на дневное исполнение Девятой симфонии Бетховена и слушал стоя, так как опоздал, а уступить себе место никому не позволил.
Соломон Волков. Диалог с Ростроповичем: Прокофьев и Шостакович
Волков опирается не только на архивные материалы (кстати, нынешнее руководство Большого содействовало автору, так что книгу можно считать «авторизованной биографией» театра). Не менее важным источником стали личные беседы с выдающимися артистами.
«Как говорила мне Майя Плисецкая», «об этом мне рассказывал Кирилл Кондрашин»… Подобные фразы нередко встречаются на страницах книги, и хотя здесь нельзя не усмотреть некоторую долю бахвальства, вес и «эксклюзивность» повествования возрастают многократно.
Но главное, Соломону Волкову удалось выстроить богатую историческую фактуру в увлекательное, захватывающее повествование. И даже соответствующий названию театра размер книги не утомляет читателя. История Большого театра и должна быть большой.