Звезды мировой оперы спели в «Дон Карлосе» Большого театра.
Опера Верди, исполненная в Большом театре 6 сентября 2020, привлекла к себе внимание минимум тремя моментами.
Это исполнение, прежде всего, стало началом нового сезона в Большом театре. Что примечательно, сезон открылся не отечественной исторической трагедией типа «Бориса Годунова или «Ивана Сусанина», как бывало прежде не раз. Но итальянской трагической мелодрамой из испанской жизни. Просто знаменитой оперой, без манифестов. Впрочем.. Как гласит анонс ГАБТа,
«постановка…осуществленная к двухсотлетию со дня рождения композитора известным английским режиссером Эдрианом Ноублом, воссоздает мрачное великолепие испанского двора XVI столетия …и славит бесконечное стремление человека к свободе».
Режиссер, ставя в Москве спектакль, говорил так: на сцене
«огромная, стремительно выросшая империя, которая держится на сильной власти короля, инквизиции и армии. Общество, где ведется борьба с инакомыслием, где огромную роль играет жесткий церемониал, а живые человеческие эмоции опасны и влекут за собой гибель».
Этот «Дон Карлос» закрыл (будем надеяться, насовсем) период полугодовой изоляции ГАБТа. Что тоже вызывает прилив энтузиазма.
И наконец, партию Елизаветы Валуа приглашена петь Анна Нетребко, не только 6-го, но еще два раза. И не только она: кроме «королевы Анны», в спектакле участвовали другие известные оперные фигуры: дон Карлоса пел супруг Нетребко Юсиф Эйвазов, а короля Филиппа – Ильдар Абдразаков.
Как сообщил прессе директор Большого театра Владимир Урин,
«Большой театр позвал их в июне, они дали согласие, но спектакль из-за пандемии не состоялся.
Мы и сезон начинаем раньше на целых 10 дней для того, чтобы 6, 8 и 10 сентября показать то, что по известным причинам мы не сумели сделать в июне”.
Это конечно не первое выступление Нетребко на Театральной площади. В частности, примадонна пела тут в концертах и в «Манон» Пуччини.
Для “Манон Леско” с Нетребко в Большом сделали шестиметрового клоуна
Но сейчас всё совпало для того, чтобы с помощью приглашенной звезды напомнить публике о живом театре. Ведь имя исполнительницы так раскручено, что и далекие от музыки люди его знают, интерес обеспечен заранее, дорогие, до 15-ти тысяч, билеты улетают как горячие пирожки. Заведомый аншлаг (с учетом половинной рассадки) символически воспринимается как символ востребованности оперы. Так что визит Нетребко в качестве первопроходца сезона (по словам примадонны, “приехать в Россию было непросто, масса людей приложила много усилий”) – отличный пиар-ход дирекции.
Ну, и свои постоянные силы тоже пели: принцесса Эболи (Агунда Кулаева) и маркиз ди Поза – Эльчин Азизов, великий инквизитор – Денис Макаров (первое выступление, в котором не хватало ощущения жути, фанатической силы и жестокости, а ведь ею буквально пропитана музыка).
Спектакль Ноубла, тяготеющий к жанру «поэтического реализма», идет в ГАБТе с 2013 года и отличается
«изумительными одеждами, максимально приближенными к реальным костюмам того времени».
Одежды контрастируют с заметенными грязным снегом, пустынными «дворцовыми» галереями серого цвета (снег в Испании, где персонажи оперы поют о жаре, символизирует, разумеется, мертвящую холодность и бесчеловечность королевско-инквизиторского мира).
Петь в галереях в принципе удобно, потому что волей режиссера все герои не имеют яркого театрального действия, самовыражаются, как на концерте, лицом к залу и вообще погружены в режиссерскую статичность.
Оркестр театра под руководством Антона Гришанина был максимально удобен по отношению к певцам. Гришанин преподносил медленные (часто уж очень медленные) темпы как на блюдечке, предупредительно и корректно. Никаких особо поэтических взлетов, но и никаких серьезных проблем. Сложнейшие вердиевские ансамбли были проведены въедливо и без помарок. И эстетически важно, что на спектакле был задействован полный оркестр и полный хор, а не “ковидный”, усеченный вариант, дай бог всем здоровья.
На фоне услужливого в хорошем смысле оркестра все внимание тем более было обращено на певцов. Собственно говоря, Нетребко в Москве впервые в жизни спела Елизавету (если не считать укороченную концертную версию в Германии). Проба в Москве – часть исполнительской стратегии примадонны по плавному переходу на партии драмсопрано. Ее личный эксперимент, который проходит с разной степенью успеха.
Московский спектакль тоже был неровным, скажем так. Верхние ноты, объемно спетые на фирменном долгом дыхании, говорили о мастерстве и красоте. Как она пропела слово «Франча» (Франция) в момент ностальгии о потерянной отчизне! Нижние ноты – не всегда. Переходы между регистрами – тоже не всегда.
Была общая сдержанность в манере держаться: уж если и скорбит эта несчастная королева, то как бы в броне этикета, про себя. Даже в сцене выяснения отношений с постылым мужем и в момент прощания с Карлосом в финале. Ну да, режиссер ничего не поставил, но где личный посыл, которым примадонна в принципе обладает? Где сложность эмоций под броней?
Что ж, у гостей спектакля, видимо, оказалось не так много времени для подготовки: еще 2-го сентября Нетребко пела концерт в филармонии.
По сведениям из кулуаров театра, была одна оркестровая репетиция. К тому же первое выступление, как-никак. И перерыв на пандемию был. Трудно.
Что касается Эйвазова, он эту партию уже пел в Большом, и сейчас певец в отменной телесной форме, а темпераментная подача вокала вполне подходит к пылкой натуре оперного Карлоса. Но все равно слушаешь этого борца за свободу Фландрии с вежливым вниманием. Не загораясь. В определенной степени это потому, что
«постановщик, работавший в основном простыми разводками персонажей по сцене и расхожими мизансценическими штампами»,
помог солистам не заморачиваться концепцией.
В итоге зрелище показалось несколько постным, и на слух тоже. А ведь какая у Верди история! Какие страсти! Но постно было не всегда.
Для меня спектакль становился откровением, когда на сцену выходил Ильдар Абдразаков. Он много пел Филиппа по всему миру, но дарование певца такого рода, что каждый раз кажется: вот сейчас это преображение в страдающего деспота творится, на наших глазах, как будто впервые. Словно нет никаких наработок, никаких актерских заготовок, а есть импровизация, замешанная на мастерстве, есть органичное погружение в предлагаемые обстоятельства и дивный голос, который всегда рождает ощущение события.
Все нешуточные волнения оперы как будто сконцентрировались в этом голосе, как все противоречия характера – в актерском образе, полном нюансов и точных деталей. Ретроград и ревнивец, фанатик и страдающий муж, обремененный надеждой и разочарованный, одинокий и жалкий – и в то же время могущественный и безжалостный. В общем, не оторваться. В любом спектакле.
И обратите внимание на молодую певицу Анастасию Сорокину, исполнившую крошечную партию Голоса с неба. Звонкость и чистота тембра удивительные.
Майя Крылова