В Санкт-Петербурге продолжаются концерты и спектакли XXIIмеждународного музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей». На сцене Концертного зала Мариинского театра выступил один из лучших барочных музыкальных коллективов Европы – французский ансамбль Les Arts Florissants («Цветущие искусства»).
Коллектив был создан в 1979 году по инициативе франко-американского клавесиниста и дирижера Уильяма Кристи. Вместе со своим художественным руководителем ансамбль не раз бывал с концертами в России. Нынешнее выступление состоялось под руководством Джонатана Коэна, дирижера-ассистента LesArtsFlorissants. Имя этого музыканта хорошо известно в музыкальном мире.
Свою дирижерскую карьеру Джонатан Коэн активно совмещает с исполнительской деятельностью, выступая на концертах в качестве виолончелиста и клавесиниста. С 2010 года Джонатан Коэн руководит ансамблем барочной музыки Arcangelo. Дирижер часто устраивает концертные постановки барочных опер на знаменитом Глайндборнском фестивале в Великобритании.
По приглашению Уильяма Кристи к юбилею ансамбля LesArtFlorissantsДжонатан Коэн продирижировал оперы Пёрселла – «Дидона и Эней» в Национальной опере Нидерландов и «Королева фей» в парижской Опера-комик и Бруклинской академии в Нью-Йорке.
Недавно английский дирижер провел концерты с коллективом в Париже и Версале, где исполнил произведения Шарпантье и Блоу в постановке Бруно Равеллы. В текущем сезоне Джонатан Коэн выступает с ансамблем Les Arts Florissants во Франции, Австрии и Германии.
В Санкт-Петербурге английский маэстро впервые. Он остался очарован красотой белых ночей и величием архитектурных ансамблей северной пальмиры.
Коллектив LesArtsFlorissants посвятил программу своего петербургского выступления 250-летию со дня смерти Жана Филиппа Рамо. Прозвучали фрагменты сочинений композитора 1730-х годов – лирических опер: «Ипполит и Арисия», «Кастор и Поллукс», «Дардан», «Празднества Гебы, или Лирические таланты», героической пасторали «Наис», опер-балетов «Галантные индии» и «Храм Славы».
Название концерта «Арии и танцы: вечер в салоне ла Пуплиньера» аппелировало к прошлому в творческом наследии Ж. Ф. Рамо. В период написания известных музыкально-театральных сочинений французскому мэтру покровительствовал Александр Жан-Жозеф Ле Риш де ла Пуплиньер – богатый и влиятельный меценат, поклонник искусства, большой друг Вольтера, Латура, Руссо, Вокансона, Госсека и певицы Клерон.
Для Джонатана Коэна, славящегося своими неординарными трактовками сочинений мастеров эпохи английского барокко: Блоу и Пёрселла, встреча с музыкой Жана Филиппа Рамо оказалась ненапрасной. Коэн старательно стремился раскрыть слушателю галерею образов музыки Рамо, а помогала ему в этом меццо-сопрано из Франции Анна Рейнхольд – одна из ярких представительниц своего поколения в области барочной музыки.
Анна Рейнхольд училась в Парижской национальной консерватории, где изучала музыку барокко под руководством Кеннета Вайса, затем на вокальном отделении Венского университета, где ее наставниками были Клаудиа Виска и Уолтер Мур. Несколько лет назад она гастролировала в международном концертном турне с ансамблем LesArtsFlorissants под управлением Уильяма Кристи. Чаще всего певицу можно услышать на барочных сценах Реймса и Льежа, Бордо, Версальской оперы.
Изысканную манеру пения Анны Рейнольдс отличают благородство интонаций, ясность пропорций, а также виртуозный блеск, что особенно было заметно в петербургском концерте певицы.
Осенью на Новой сцене Государственного академического Большого театра России в рамках фестиваля барочной музыки ансамбль LesArtsFlorissantsвыступит вместе со своим художественным руководителем Уильямом Кристи. И это будет еще один вечер откровений музыки Ж. Ф. Рамо – истинного мастера эпохи Просвещения.
Виктор Александров (Санкт-Петербург), ClassicalMusicNews.ru