Музыкальный фестиваль Crescendo торжественно и шумно представил парижской публике молодых российских исполнителей. На парижских гастролях фестиваля Crescendo яблоку негде было упасть.
“Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя”
– эти заученные со школьных времен слова часто звучат по самым разным поводам. Особенно их любят произносить строгие зрители и критики – театральные, музыкальные и прочие. Мол, со Смоктуновским или Рихтером сегодня мало кто сравниться может. Ну и что в таком случае молодым исполнителям делать прикажете? Биться головой об стену?
Пианисту Денису Мацуеву голову разбивать не пришлось. Студентом третьего курса Московской консерватории он выиграл Международный конкурс им. Чайковского и теперь – суперпопулярен. Недавние его триумфальные выступления в американском “Карнеги-холле” и в лондонском Зале им. Королевы Елизаветы, где состоялась мировая премьера неизданных сочинений Рахманинова, – тому подтверждение. А в парижской газете “Монд” Мацуева называют не иначе, как “Горовиц нашего времени”.
Надоело Мацуеву слушать, что все у нас в прошлом. И придумал он фестиваль Crescendo, чтобы доказать – русская исполнительская школа не умерла, вот они, новые таланты, знакомьтесь.
Как известно, придумать легко, выполнить трудно. Но Мацуеву повезло, он встретил продюсера Давида Смелянского, Российское государственное театральное агентство возглавляющего. Вместе они и провели в Москве в 2005 году первое Crescendo, объединившее целую плеяду прекрасных музыкантов.
Средний возраст – около тридцати, у всех за плечами победы на международных конкурсах, выступления на престижных европейских площадках и сотрудничество с известными дирижерами и музыкантами. Затея получила поддержку Министерства культуры и массовых коммуникаций и Федерального агентства по культуре и кинематографии, выделившего средства.
Прошло все более чем бурно: успех у публики, отклики в прессе, а в довершение десять участников Crescendo были приняты президентом Путиным, который одобрил идею фестиваля.
В прошлом году с молодыми талантами знакомился Санкт-Петербург, а нынешний, третий по счету, стартовал в Екатеринбурге. На вопросы, отчего именно там, организаторы отвечали уверенно и четко: в Екатеринбурге едва ли не лучшая в России филармония и очень профессиональный оркестр. Однако выступлениями на Урале дело не ограничилось. Музыканты переехали затем в Москву и дали в столице концерт. А завершился фестиваль в Париже.
Идея красиво заканчивать Crescendo за границей возникла еще тогда, когда фестиваль только затевался. Но, как легко догадаться, такие дела быстро не делаются. Все концертные залы в Европе расписаны на несколько лет вперед, так что мечта осуществилась лишь на третьем году жизни.
Попасть в Париж удалось благодаря Юрию Темирканову. У симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии были запланированы гастроли в Theatre des Champs Elysees, и Темирканов согласился выступить с тремя участниками фестиваля Crescendo – Денисом Мацуевым, Вадимом Репиным и Сергеем Накаряковым. Все остальные играли в Salle Gaveau и на благотворительном концерте в посольстве Российской Федерации.
Парижский выезд посвятили 100летию знаменитых дягилевских сезонов (в мае 1907 года Сергей Дягилев устроил в Париже пять филармонических концертов), а интерес к нему со стороны нашего телевидения был поистине беспрецедентен. Канал “Культура” показал в записи все три концерта в Theatre des Champs Elysees, и только выборы в Госдуму помешали прямой трансляции открытия гастролей.
В первый “парижский” день Денис Мацуев с оркестром Темирканова играл Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Успех безусловный, в комментариях не нуждается. Прославленный скрипач Вадим Репин в фестивале Crescendo принимает участие впервые. И программу фестиваля, несомненно, украсил виртуозно и безукоризненно точно исполненный им Концерт Чайковского для скрипки с оркестром.
А вот трубача Сергея Накарякова можно назвать настоящим открытием. Французская публика, услышав в его исполнении “Вариации на тему рококо” Чайковского в переложении для трубы, ахала от восторга.
Впрочем, за рубежом Накаряков известен гораздо больше, чем в России, именно там восторженные критики называют его Паганини трубы и волшебником. Он и в самом деле чудо природы. Мацуев, например, уверяет: то, что выделывает на трубе Накаряков, даже пианисты не могут сыграть. Трубу ему дал в руки отец, после тяжелой болезни мальчику надо было легкие развивать. С десяти лет он начал выступать на музыкальных конкурсах и фестивалях, а к тридцати годам полностью изменил привычное представление об исполнении классической музыки на трубе.
Легко догадаться, что произведений, написанных для этого инструмента, не так уж много, но Накаряков постоянно расширяет репертуар, включая в него собственные интерпретации. Тем и уникален.
Камерную музыку французские меломаны и русские эмигранты, без которых, сами понимаете, не обходятся никакие наши гастроли, пришли слушать в Salle Gaveau. И не пожалели. Тут один гобоист Алексей Огринчук, феноменально одаренный, чего стоил. С тринадцати лет он начал выступать с сольными концертами, в двадцать был приглашен солистом в группу гобоев в Роттердамский филармонический оркестр. Живет он сейчас в Амстердаме, играет с самыми знаменитыми оркестрами и солистами мира, имеет множество международных наград и премий. Пресса восторженно называет его гроссмейстером гобоя, изумляясь беглости пальцев и беспредельности дыхания.
Из Лондона приехали пианистка Екатерина Апекишева, темпераментно и мощно исполнившая “Аргентинские танцы” Хинастеры, и редкостно талантливый скрипач Борис Бровцын, виртуозно сыгравший “Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано” Чайковского на пару с Апекишевой. Пианистка Екатерина Мечетина поражала публику модельной внешностью и беглостью пальцев, а виолончелист Борислав Струлев – необычностью манеры.
Строгие музыкальные критики называют ее кафешантанной, но публике веселость нрава Борислава явно нравится. На концерте в посольстве он лихо и очень смешно сыграл фантазию на тему песен Исаака Дунаевского к фильму “Цирк”, и зал зашелся от восторга. Можно, конечно, строго морщить лоб и презрительно пожимать плечами, но пресловутый шоу-бизнес, как ни крути, уже и на классическую музыку влияние оказывает. Денис Мацуев, например, не только классику, но и джаз обожает.
И завершал он концерт в Salle Gaveau блестящим во всех смыслах исполнением “Венгерской рапсодии N 2” Листа. Играл темпераментно, страстно и очень эффектно, с оглядкой на публику. Как бы подчеркивая, что без этого самого шоу-бизнеса никуда нам не деться. Хочешь известности? Умей вертеться.
Марина Зайонц, “Итоги”