Новый сезон Международного Петербургского фестиваля «Опера – всем» открылся сегодня в живых декорациях Петербурга оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».
Идея фестиваля в сближении широкой публики с лучшими творениями искусства вполне удалась. Послушать оперу на Соборной площади у стен Петропавловской крепости к семи часам вечера собрались тысячи петербуржцев.
Молодежь расселась на вымощенной площади у больших экранов. Сидячих мест было предусмотрено не больше тысячи, поэтому остальные зрители вынуждены были наслаждаться оперой стоя.
Не обошлось правда без, ставших уже типичной для подобных массовых акций, дискриминации блокадников. Несколько пенсионеров были возмущены, что не могут пройти за огороженную территорию с сидячими местами, несмотря на наличие удостоверений блокадников. Вспомнился прошлый год, когда далеко не все желающие смогли услышать оперу «Иоланта» у стен Михайловского замка.
Впрочем, абсолютному большинству собравшихся понравилось все. Зрители слушали шедевр классики внимательно и даже с некоторым благоговением. Лишь изредка, когда солисты замолкали, раздавались возгласы «Браво!» и бурные аплодисменты. Особенно солидарно зрители аплодировали сцене гибели поляков в лесу.
«Венецианские костюмы», – комментировали облачения артистов зрители. «Подожди, интересно!», – пресекали разговоры другие.
Оперу представлял оркестр Государственного Эрмитажа под управлением Фабио Мастранжело. В роли Ивана Сусанина солировал бас Михайловского театра Александр Матвеев. Также выступали Светлана Юрченко из Театра оперы и балета консерватории, Елена Кнапп (Германия) и Сергей Алещенко из театра «Санкт-Петербург Опера».
Стоит отметить, что опера «Жизнь за царя» значится в фестивальной программе первой далеко не случайно. В этом году отмечается 400-летие Дома Романовых, и опера позволяет отдать дань уважения царской династии. Частью декораций к опере послужил символ самодержавия России – гигантская Шапка Мономаха в три человеческих роста, а также аналогичного размера скипетр – древнейший символ власти.
Мужественный ополченец Богдан Собинин, женственная Антонида… Превосходно передана душа русского крестьянина Ивана Сусанина. Слова «Нам привычно, русским людям, гнать врага своим мечом!», – находили отклик в сердцах зрителей.
«Опера очень понравилась. Просто нет слов. Настолько великолепно, что даже не хочется уходить», – отметила пенсионерка Евгения Николаевна.
«Замечательный дирижер Мастранжело. Темпераментный, красивый. Гергиев отдыхает. Хотя каждому свое», – заявила другая. «Обожаю Мастранжело с прошлого года», – вторила ей пенсионерка Людмила Петровна.
«Особенно хотелось рассмотреть лицо тенора, поэтому спасибо за большие экраны», – благодарили молодые зрительницы.
Сюрпризом для зрителей стало неожиданное завершение оперы звоном колоколов Петропавловского собора, этот звон они встретили бурными аплодисментами.
В лучах уже заходящего солнца хор запел: «Славься, славься, наш русский Царь! Господом данный нам Царь-Государь! Да будет бессмертен твой царский род. Да им благоденствует русский народ». Зрители аплодировали в такт музыке и овациями же выразили благодарность каждому из солистов оперы.
Инга Слажинскайте, "БалтИнфо"