Что было?
В сезоне 2007–2008 слова и сочетания слов «концепция», «презентация», «проект», «фестиваль», «юбилей», «долгосрочное планирование» и «тесный контакт с массмедиа» уверенно вошли в лексикон всех концертных организаций – от Органного дома с его монументальными ораториями до Андреевской церкви.
Вагоны киевского метро пестрели рекламой сложных «Трех маленьких литургий» Оливье Мессиана в исполнении детского хора «Щедрик». Именно «Щедрик», а также камерный хор «Кредо», отличившийся на Московском пасхальном фестивале Валерия Гергиева, стали самыми достойными представителями украинской музыкальной культуры за рубежом.
Осознали свое могучее единство и пробивную ударную силу украинские композиторы-авангардисты с примкнувшими к ним исполнителями, собранные под крылом «Гоголь-феста». Торжество отечественной музыки утверждали ансамбль «Киевская камерата», презентовавший семь новых компакт-дисков, и дирижер Николай Дядюра с авторскими программами композиторов Скорика, Станковича и Сильвестрова. Впечатленные любители музыки уже сейчас требуют продолжения другого детища Дядюры – цикла из пяти мощных гала-концертов под названием «Величие оперы».
Что касается самой Национальной оперы, первая сцена страны поразила трогательным обращением к опере «Боярыня» композитора-аксакала Виталия Кирейко и планами объехать всю Японию с «Ярославом Мудрым» Георгия Майбороды. Однако наиболее кассовой стала июньская постановка «Бала-маскарада» Верди при поддержке Итальянского института – самого щедрого спонсора нынешнего года.
Что будет?
Изнывающих от жары и августовского безвременья меломанов уже в сентябре ждет пир академического духа и музыкальное чревоугодие. Ожидаемый переизбыток чувств вызовут Дни немецкой культуры с презентацией ансамблей новой музыки «Музикфабрик» и «Киев-симфониетта». Команда вундеркиндов мирового масштаба блеснет на фестивале «Виртуозы планеты». За ним проследует «КиевМузикФест». Для любителей гладиаторских боев в октябре распахнут свои двери международные конкурсы вокалистов им. Гмыри и юных пианистов памяти Горовица.
Продолжая осмысливать свою 90-летнюю историю от петлюровских времен до оранжевой революции, Национальный симфонический оркестр приглашает к сотрудничеству всех выживших в сражениях с ним главных дирижеров. Если весной гремели концерты Владимира Кожухаря и Федора Глущенко, то осень будет щедра на приезд Игоря Блажкова и Теодора Кучара.
Вдохновенно сыгравший и подсчитавший в прошлом сезоне «Все симфонии Шуберта», дирижер Роман Кофман открывает новый цикл – «Великие имена». Гениев, сумрачно взирающих в париках и камзолах с портретов на стенах музыкальных школ, в течение года оживит Киевский камерный оркестр. Первым среди равных 23 сентября станет Иоганн Себастьян Бах. Рождественскую теплоту баховской теме придаст дирижер Владимир Сиренко, который зимой приступит к исполнению «Страстей» по Матфею, Луке, Марку и Иоанну.
Прямая речь
Елена Зенина, художественный руководитель Колонного зала им. Лысенко Национальной филармонии:
Нашей главной задачей было сделать следующий сезон неповторимым по насыщенности и оригинальности концертных программ. Были отсмотрены записи с ведущих международных конкурсов. Как результат, в наших абонементах появятся два победителя последнего Конкурса имени Чайковского: пианист Мирослав Култышев и скрипачка Маюко Камио. Что касается репертуарной политики, то наряду с известными хитами мы стараемся показать произведения, которые у нас не звучали очень давно. Начнем сезон Вторым кончерто-гроссо Альфреда Шнитке, а к его закрытию пианист Игорь Четуев готовит Фортепианный концерт Александра Скрябина – такого в Киеве не было уже лет десять. Наконец, к нам пожалуют четыре мегазвезды: виолончелистка Наталия Гутман, скрипачи Виктор Третьяков, Гидон Кремер и дирижер Геннадий Рождественский.
Роман Юсипей, «24»