В понедельник в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии гастролировал один из самых известных российских камерных ансамблей – Государственный струнный квартет имени Михаила Глинки.
Квартет молодой, но прочный: на давно запланированную программу его выступления в Киеве не повлияла даже срочная замена пианиста.
После предыдущих киевских гастролей Государственного струнного квартета России имени Глинки, состоявшихся в Колонном зале несколько лет назад, очередного его приезда ценители классики ждали с нетерпением.
А к ожиданию еще одного участника концерта – российского пианиста, профессора Московской консерватории Александра Бондурянского – примешивался еще и особый, “личный” интерес украинской публики.
Нынешний проректор Московской консерватории, участник знаменитого “Московского трио” и воспитатель полутора сотен отличных пианистов начинал свою профессиональную карьеру в Херсоне, где окончил музыкальную школу, музучилище и дал первые в своей жизни сольные концерты. Но, как оказалось, вместо господина Бондурянского в Киев приехал другой московский пианист – Павел Нерсесян.
Справедливости ради следует отметить, что замена не переросла из патриотического разочарования в музыкальное: господин Нерсесян, выступая в компании квартета имени Глинки уже не первый год, провел свою партию в Фортепианном квинтете чешского романтика Антонина Дворжака великолепно.
В целиком романтической программе, выстроенной на проверенной классике (Второй квартет Чайковского и Фортепианный квинтет Дворжака), скрипачки Юлия Игонина и Елена Харитонова, альтист Александр Галковский и виолончелист Олег Смирнов звучали идеально выверенно и предельно слаженно – о настолько качественной игре, собственно, и сказать больше нечего. Впрочем, и зал, состоявший в основном из профессиональных музыкантов, зарубежных дипломатов и просто любопытных иностранных туристов, на этот раз был исключительно чутким к нюансам камерного музицирования.
Квартет имени Глинки является образцом ансамбля во всех смыслах. Идею его основания подал в 1994 году виолончелист со стажем Олег Смирнов, хотя обычно подобные инициативы исходят от тех, кто затем становится первой скрипкой.
Самый именитый участник квартета – 63-летний альтист Александр Галковский, хотя у альтистов в квартетах, как правило, самые легкие партии. Самые важные позиции занимают молодые дамы, выпускницы Московской консерватории Юлия Игонина и Елена Харитонова (госпожа Харитонова, кстати, до эмиграции украинского скрипача Олега Крысы в США училась в его классе).
И все же, при всех достоинствах вечера, в концерте было два “но”. Выпрошенный залом бис – повторение части из Квинтета Дворжака – прозвучал на порядок хуже основной части выступления. Музыканты явно были не настроены на расширение полуторачасовой программы и с ходу взяли чуть более быстрый темп, к которому оказались ни эмоционально, ни технически неготовыми.
Неряшливый и растерянный Дворжак после опрятного и остроумного оказался совсем не к месту. Впрочем, мелкую неудачу глинкинцев уравновесила стабильность принимающей стороны: как в прошлой, так и в нынешней программке выступления квартета годом его основания упрямо значится 1966-й.
Юлия Бентя, Коммерсант-Украина