Ролан Пети записал однажды в своём дневнике: «Интеллигентный человек должен быть честным, умным, наделенным любознательностью и чувством юмора, упорством, страстностью и изрядной долей здравого смысла» – это не столько цитата из дневника, сколько автопортрет самого хореографа.
На его счету 160 постановок. Его балеты идут по всему миру. В Большом Пети тоже оставил свой звездный след. Поставил «Пиковую даму», «Нотр-Дам де Пари», «Юношу и смерть».
На исторической сцене Большого состоялся вечер памяти Ролана Пети.
Луиджо Бонино для Ролана Пети, как Санчо Пансо для Дон-Кихота – верный оруженосец-ассистент. Тридцать пять лет плечом к плечу, от балета к балету. Это он, вместе с Зизи Жанмер, музой и вдовой Пети, составил программу вечера, вместившего любимые балеты самого французского из французских хореографов.
«Техника Ролана Пети очень сложная. Все, что он объяснял, казалось вначале непривычным, особенно для танцора классического балета. Они обычно держат позицию открытой, а для Пети важно все собрать внутри”,
– рассказывает Луиджи Бонино.
Пети знал, как передать внутренний мир, чтобы зритель поверил. Главный акцент делал на лицо. Его ассистент, художник по свету Жан-Мишель Дезире, все эти тонкости знает. Вслед за Пети бросил Марсельскую труппу и тридцать лет колесил по миру с учителем.
«Свет должен был сопровождать историю – лица героев в момент переживания. История и танец шли в унисон со светом. И здесь Пети не было равных»,
– рассказывает Дезире.
Рыцарь классики и тонкий стилист, Пети знал, как не поранить душу балетных артистов и добиться поставленной цели. Он увидел в Николае Цискаридзе Германа в «Пиковой даме».
В утонченной Илзе Лиепе разглядел мистичную, графиню. Перед премьерой балерина чуть не лишилась своих волос – Пети был суеверен.
«Это его примета, он должен был кого-то подстричь. Наконец Николай Цискаридзе склонил голову»,
– вспоминает Илзе Лиепа.
Пети заставил Цискаридзе летать по сцене в головокружительных прыжках, один из них, легендарный прыжок через кровать, до сих пор гипнотизирует зал».
«Он не объяснял, как надо, он подходил и говорил: это надо сделать так. Это сложно, но вы же уникальны»,
– рассказывает Цискаридзе.
Специально для этого вечера Большой сделал «Арлезианку». Посвящение Пети Провансу – дань Марсельскому периоду. На фоне пейзажа Ван Гога, под музыку Бизе – печальная история любви Арлезианки и деревенского парня Фредери.
Поверив в неверность любимой, парень сводит счеты с жизнью. Эта тема любви и смерти у Пети проходит всегда: «Юноша и смерть», его последний балет в Большом – тоже об этом.
Большой в этот вечер собрал все любимые балеты Пети.
«Таис – это моя Павлова. Я одеваю ее в разные туалеты – разные настроения, образы»,
– говорил Пети.
Пети сделал вариации на прустовские темы. Вдохнул новую жизнь в незабываемую «Кармен» Мериме. В ритме джаза под Баха рассказал о встрече Юноши и смерти. Он знал и умел делать истории о вечном. Классик ХХ века – Ролан Пети.
Новости культуры