Отношение публики к Валерию Платонову можно выразить в двух словах:«народная любовь». Концерт, вроде бы, никак особенно не рекламировался, а свободных мест в зале практически не было. Вероятно,пришли знакомые и друзья,друзья знакомых,знакомые друзей…Я, например,сам узнал о концерте из френдленты Фейсбука, то есть, фактически,по «сарафанному радио».
После второго отделения концерта зал аплодировал стоя. Затем настал черед поздравлений. И оказалось, что обычные в подобных случаях,строгие, «официальные»тексты с перечислением «заслуг и званий»оказались неуместными.Все поздравления(даже у«самых официальных»лиц) быстро модулировали в«неформальную» сферу,где обычные добрые пожелания и слушательская благодарность становятся важнее долгого перечисления регалий и пророчеств об их преумножении.Кульминационной точкой стало выступление безымянной слушательницы, которая взяла на себя смелость выразить признательность юбиляру от имени всей пермской публики.Зал такую инициативу явно одобрил.
Что ж,музыка потому и называется искусством, что под ее воздействием необычное становится обычным,а обычное необычным (что,впрочем не следует понимать превратно). Кроме того, настоящее искусство, как известно, объединяет,причем объединяет вокруг своих,«объективных»ценностей. Как это происходит?Вот что говорит сам Валерий Платонов:
– Я формулирую для себя так: дирижер- это человек,который организует большое количество музыкантов, чтобы наилучшим образом исполнить то или иное музыкальное произведение.Музыкантов надо направить, сформировать в оркестре некое единое понимание партитуры.Такова моя практическая функция.В то же время дирижер, как любой солист,выступает посредником между композитором и публикой.Он понял нечто большее про партитуру и хочет поделиться с публикой своими открытиями.
Мы не будем здесь подробно рассказывать о фундаментальном,энциклопедическом подходе Валерия Платонова к формированию программ симфонических концертов(«Три разных Чайковских»). Но о некоторых деталях все же стоит упомянуть.
Кантата «Москва»и «Франческа да Римини»,с одной стороны, концептуально разные сочинения.Если первое из них можно условно назвать историей о «торжестве духа над материей», то второе – «печальная повесть» о полной беспомощности перед «адской бездной». С другой стороны,оба этих сочинения – близкие родственники. У них есть«общая свояченица»- опера Петра Ильича Чайковского«Пиковая дама».Второе Ариозо из кантаты«Москва» очень родственно Романсу Полины, а Герман из«Пиковой дамы»нередко живет в музыкальных условиях, весьма сходных с адскими картинами фантазии «Франческа да Римини».
Если верить программке, кантата«Москва» должна была исполняться после фантазии«Франческа да Римини». На концерте эти сочинения поменялись местами. Вероятно,первое отделение планировалось сделать более жизнеутверждающим,чем это вышло в реальности. Что ж, ведь и в жизни, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.Второе отделение перенесло слушателей в совершенно иную сферу- стилистику Первого концерта для скрипки с оркестром Белы Бартока.
Логическим завершением(или, как говорят музыканты,«дополнительной каденцией») симфонического концерта стали два сочинения,исполненные «на бис»: «Вокализ»Сергея Рахманинова и «Симфонические танцы» из мюзикла «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна. О различии и сходстве данных сочинений и их связью с основной программой вечера мы предлагаем читателю поразмышлять самостоятельно. А нам лишь остается еще раз поздравить Валерия Платонова с юбилееми пожелать ему творческих успехов и счастья.
Петр Куличкин, Новости Перми и Пермского края