В воскресенье в рамках проекта «Музыкальные вечера в Андреевской церкви» прошел концерт «Шедевры композиторов XVII-XX веков».
Зрителям предлагалось сравнить признанные шедевры в неотшлифованном исполнении интересных дебютантов — квартета фаготистов Fagotto Maestoso — и малоизвестную музыку в безупречной интерпретации молодого киевского кларнетиста Виталия Нехорошева.
Программа воскресного концерта в Андреевской церкви была сформирована по проверенному временем принципу «два в одном». На правах свежего и определенно экзотического блюда дебютировал единственный на Украине квартет фаготистов Fagotto Maestoso, а сольная программа кларнетиста Виталия Нехорошева (ему аккомпанировала пианистка Эрика Васильева), выступавшего здесь далеко не впервые, служила своего рода страховкой. Фаготисты и кларнетист не только сменяли друг друга после каждого номера, но и самым приятным образом контрастировали.
Впрочем, создалось впечатление, что организаторы слепили воедино две совершенно разные, отдельно готовившиеся полноценные программы.
Fagotto Maestoso сразу можно было упрекнуть в заезженном репертуаре и ученической традиции играть только отдельные части целостных циклов — почти вся программа ансамбля состояла из самой «классической» классики: «Времен года» Антонио Вивальди (прозвучала лишь одна часть — «Осень»), «Маленькой ночной серенады» Вольфганга Амадея Моцарта (из цикла была исполнена самая известная первая часть), «Танца Анитры» Эдварда Грига, Adagio Баха–Марчелло.
Единственным исключением стала исполненная как бы на бис забавная пьеса «Марионетка» Феликса Арндта. Однако уже за то, что музыканты в октябре 2006 года создали такой уникальный квартет, можно простить им многое. Предугадать же будущее однотембрового квартета почти невозможно.
Опыт аналогичных украинских ансамблей не дает определенного ответа: Киевский квартет саксофонистов под управлением Юрия Василевича, например, существует и активно выступает уже не первый год, а блестяще дебютировавший львовский квартет флейт «ШОНИко ЗАРЕНко» канул в лету со скоростью кометы.
Назвать удачным дебют Fagotto Maestoso в Андреевской церкви нельзя. При отличном и разнообразном звуке, а также прекрасной сыгранности во время выступлений все время происходили какие-то случайности: то пара нот главной темы пропадет, то в вертикали сопровождения окажутся лишние звуки. В современном репертуаре этого и не заметили бы, но шедевры не терпят недоработок.
По правильному расчету организаторов ситуацию спасал молодой кларнетист Виталий Нехорошев. Музыкант уже успел зарекомендовать себя почти безупречным интерпретатором самой разной музыки, почти не звучащей с киевских сцен. На третьем курсе Национальной музыкальной академии в багаже господина Нехорошева уже числятся несколько побед на отечественных и международных конкурсах, гастроли по Украине, Польше и Германии, а также активное участие в работе киевского ансамбля современной музыки Nostri temporis. Причем за какой бы материал ни брался кларнетист, его инструмент всегда звучит классически — мягко и ровно.
В нынешнем концерте Виталий Нехорошев выглядел чуть ли не оперным премьером, для которого не представляют никакой трудности ни бешеные пассажи, ни любовная кантилена. Оперную тему задала пьеса современного венгерского композитора и кларнетиста Белы Ковача «Салют, синьор Россини», но и в последовавших за ней «Канцонетте» Габриэля Пьерне, «Конкурсном соло» Анри Мессаже и четырехчастной Сонате Камиля Сен-Санса трудно было не подпевать «про себя».
Собственно, вместе с Fagotto Maestoso Виталий Нехорошев сочинил барочную оперу с кларнетовыми соло на правах арий и фаготовыми проигрышами в роли ритурнелей. И то, что в ней не оказалось либретто, даже к лучшему.
Юлия Бентя, КоммерсантЪ Украина